Марциал
Марциа́л, Марк Валерий Марциал (Marcus Valerius Martialis) (около 40, Бильбилис, ныне Калатаюд, Испания – около 104, там же), римский поэт.
Получил образование на родине. В 64 г. прибыл в Рим, где пользовался дружбой своих соотечественников Сенеки и Лукана. В 80 г. по случаю открытия императором Титом амфитеатра Флавиев (Колизея) опубликовал сборник из 33 стихотворений с описанием цирковых боёв, известный как «Книга зрелищ» («Liber spectaculorum»); благодаря ему приобрёл известность и благосклонность императора. При Домициане Марциал получил звание военного трибуна, вошёл во всадническое сословие, стал владельцем дома на Квиринале в Риме и загородной виллы в окрестностях г. Номент. Среди друзей Марциала в этот период: Силий Италик, Секст Юлий Фронтин, Ювенал, Квинтилиан, Плиний Младший. С 86 по 98 гг. вышло 11 книг эпиграмм, которые принесли Марциалу подлинную славу (12-я книга была написана позднее в Испании). В 98 г. при денежной помощи Плиния Младшего вернулся в Испанию, где жил в поместье, подаренном покровительницей Марцеллой.
Литературное наследие состоит из 15 книг стихов (всего 1561 стихотворение). Книги 1–12 («Epigrammaton libri 1–12») содержат стихотворения разной длины, написанные элегическим дистихом (большинство), одиннадцатисложником (фалекейским стихом), холиямбом, а также ямбами и гекзаметрами. Содержание стихотворений разнообразно; среди них встречаются традиционные эпиграммы (посвятительные, надгробные, застольные), но большая часть эпиграмм – насмешливые. Именно после Марциала эпиграмма стала восприниматься как сатирический жанр. Темы насмешек: нравы, характеры, профессии, физические недостатки и моральные пороки, особенно сексуальная развращённость. В отличие от Катулла – главного образца для Марциала среди римских поэтов – не прибегает к личным выпадам, подлинные имена не называются, объектами сатиры становятся типы поведения и общественные положения (в этом отчасти проявляется влияние греческой эпиграммы). Поэтическое дарование Марциала проявляется в меткости слова, лёгкой словесной игре, искусстве неожиданной едкой концовки. Книга 13 «Гостинцы» («Xenia», 84) – написанные (за 3 исключениями) элегическим дистихом подписи к подаркам, большей частью съестным; книга 14 «Подарки» («Apophoreta», буквально «Уносимое с собой», 84) в элегических дистихах (за 2 исключениями) содержит краткие описания разнообразных подарков, которые гости получали после пира: предметы туалета, одежда, съестное, книги, бытовые мелочи, животные и т. п. «Книга зрелищ» обычно издаётся вне общего счёта книг.
Стихотворения Марциала – богатый источник для изучения быта и нравов современного ему Рима. Откровенная лесть Домициану и резкие обсценные выражения вызывали порицание критиков, но в целом слава Марциала как поэта-сатирика оказалась прочной: ему подражали в поздней Античности (Авсоний), в Средние века его читали в антологиях, в эпоху Возрождения он стал особенно популярен и впоследствии оказывал влияние на развитие европейской эпиграммы вплоть до эпохи романтизма.