Лист Георгий Адольфович
Лист Гео́ргий Адо́льфович (Георг Адольф Лист, Georg Adolf List) [7(19).4.1858, слобода Ольховатка Острогожского уезда Воронежской губернии, ныне рабочий посёлок Ольховатка Ольховатского района Воронежской области – 13(26).2.1909, Москва; похоронен на Введенском кладбище], российский инженер, московский купец 1-й гильдии (1887–1892, с 1896).
Отец – прусский подданный евангелическо-лютеранского вероисповедания, основатель сахарных заводов в Воронежской губернии Адольф Иванович Лист (1823 или 1828 – 1885), вместе с химиком К. Фальбергом в 1884 г. запатентовал способ получения сахарина; мать – Флора Лист, урождённая Фасс. Братья – потомственный почётный гражданин Отто Адольфович (Отто Юлиус) Лист (1859 или 1860 – дата смерти неизвестна), владелец особняка в Глазовском переулке в Москве (1898–1899, архитектор Л. Н. Кекушев), Адольф Мориц Лист (1861–1938), немецкий химик. Дядя – предприниматель, потомственный почётный гражданин, купец 1-й гильдии Густав Иванович Лист.
Г. А. Лист владел лавкой москательных товаров, в 1880-х гг. открыл мастерскую художественной обработки камня. В январе 1892 г. добровольно вышел из состава гильдейского купечества Москвы, с 1893 г. вновь состоял в московском купечестве (до 1896 во 2-й гильдии), с 1896 г. – владелец завода механической обработки камня в Москве.
Руководил основанной им фирмой «Георгий Лист», которая изготавливала материалы для облицовки фасадов зданий и отделки интерьеров (полы, лестницы, подоконники, камины), надгробные памятники и т. д. Использовал разнообразные породы камня: гранит, лабрадорит, песчаник, сиенит, оникс, эстляндский, тарусский и норвежский мраморы. Первым в Москве стал применять уральский мрамор. В 1900 г. при содействии Ю. С. Нечаева-Мальцова для строительства здания Музея изящных искусств имени императора Александра III (ныне Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина; 1898–1912, архитектор Р. И. Клейн) открыл разработку мрамора на участке Кусинской дачи Златоустовского уезда Уфимской губернии (ныне близ села Медведёвка Кусинского района Челябинской области). Организовывал его транспортировку в Москву и руководил отделочными работами; также нанимал каменотёсов, резчиков и мастеров укладки пола из Италии. Бригадой Листа облицованы фасады музея, выполнена парадная лестница и её колоннада, гранитом, метлахской плиткой и в технике терраццо выстелены полы и т. д.
Г. А. Лист предположительно запечатлён на фотографии К. А. Фишера с Ю. С. Нечаевым-Мальцовым, И. И. Рербергом, Р. И. Клейном и И. В. Цветаевым среди итальянских мраморщиков на строительстве Музея изящных искусств (справа, в белом костюме и с тростью).
Фирмой созданы интерьеры особняка А. А. Морозова (из рода Морозовых; 1895–1899, архитектор В. А. Мазырин). О работе мастеров Листа И. В. Цветаев писал Ю. С. Нечаеву-Мальцову: «Лист пригласил меня посмотреть его мраморные и мозаические работы в доме Морозова, на Воздвиженке, где ему принадлежит преимущественно Помпейский зал. Его колоннада, панели по стенам, пилястры, пол, фонтан – всё из камня самых разных и часто дорогих пород, начиная с белого радомского песчаника для колонн и кончая разноцветными мраморами и [малахитом]. Пол мраморный самых разновидных тонов. Две ниши – мозаиковых. Работа всех каменных частей меня [восхитила?], и Лист рассматривает эту работу как лучшее своё произведение, радуясь и гордясь, что всё это делают у него мужички, научившиеся обхождению с камнем часто у себя дома, на местных копях, и потом усовершенствовавшиеся до виртуозности итальянцев в Москве» (цит. по: Цветаев. 2008. С. 170).
Среди других работ в Москве: оформление перрона Ярославского вокзала (1895–1896, архитектор Л. Н. Кекушев), облицовка фасадов зданий Московского международного торгового банка (1897–1898, архитектор С. С. Эйбушитц) и банка «И. В. Юнкер и Ко» на Кузнецком Мосту (1900–1908, архитектор А. Э. Эрихсон, перестроен), внутренняя отделка Сандуновских бань (1894–1896, архитекторы Б. Фрейденберг, С. М. Калугин). В начале 1900-х гг. занимался устройством лестниц и полов Малого театра (1820–1824, архитекторы О. И. Бове, А. Ф. Элькинский; 1838–1840, перестройка, архитектор К. А. Тон) (Теляковский. 1998. С. 347, 544).
В Санкт-Петербурге фирмой Листа выполнена облицовка фасадов здания торгового дома «Александр и К» (1898–1900, перестройка, архитектор Л. Н. Бенуа) и дома компании «Зингер» на Невском проспекте (1902–1904, архитектор П. Ю. Сюзор), а также особняка А. Ф. и В. П. Кельх на Сергиевской улице (ныне улица Чайковского) (1896–1903, архитекторы В. И. Шёне, В. И. Чагин, К. К. Шмидт), в интерьере которого создана мраморная лестница.
Фирмой «Георгий Лист» изготовлены памятники-часовни Хлудовых на кладбище Покровского монастыря (1890–1892, архитектор Л. Н. Кекушев, утрачена), В. Е. и Е. Н. Морозовых (1898, архитектор Ф. О. Шехтель) и М. П. Сергеева (1909, архитектор П. А. Заруцкий) на Преображенском кладбище, а также обелиск на могиле архитектора С. С. Эйбушитца (не ранее 1898) и надгробие обер-пастора Г. Г. фон Дикгофа (не ранее 1911) на Введенском кладбище (все – в Москве), надгробие П. Д. и М. В. Вавиловых на городском кладбище Острогожска (не ранее 1915). Распространённым сюжетом для надгробий фирмы Листа было скульптурное изображение плакальщицы, сидящей у запертого склепа. Эта композиция, очевидно, заимствована из памятника семьи Беллиени на флорентийском кладбище Порте-Санте (1874, скульптор А. Фрилли) и использовалась в оформлении захоронений семьи Фульда на Введенском кладбище (не ранее 1885), Ф. А. Купфера на Ваганьковском кладбище (не ранее 1912) и в несколько упрощённом варианте в надгробии Л. А. Левенштейн на кладбище Скорбященского монастыря в Москве (не ранее 1917, утрачено).В рамках конкурсов, проводившихся Строгановским центральным училищем технического рисования (ныне Российский государственный художественно-промышленный университет имени С. Г. Строганова), Лист выступил учредителем ряда премий: на «мраморный камин для большой гостиной в стиле Людовика XVI» (1898), «памятник в византийском или русском стиле из песчаника или гранита» (1899; 1-я премия – В. В. Воейков, 2-я – Н. Л. Шевяков, 3-я – В. Е. Егоров), «мраморный камин в произвольном стиле» (1900; 1-я премия – И. А. Фомин, 2-я – А. С. Голубкина, 3-я – П. Ф. Мамлин), «часовню-памятник над склепом, из белого уральского мрамора» (1901).
Член-любитель Московского архитектурного общества (не ранее 1900).
Г. А. Лист был женат (с 1884) на дочери севастопольского купца 1-й гильдии (с 1858) Анне Доротее Анастасии, урождённой Фальц-Фейн (1863–1927).
После смерти Листа фирму возглавили его сын Адольф Георгиевич Лист (1887–1938) и дочери Ольга Георгиевна Ахтерман (1889–1930) и Елизавета Георгиевна Руст (не ранее 1890 – дата смерти неизвестна). В 1909 г. уральские мраморные копи были проданы товариществу «Русский мрамор» из-за финансовых затруднений, вызванных возведением Музея изящных искусств (Россиенская. 1923. С. 72). В 1909–1910 гг. фирма представляла в Москве Восточно-финляндское гранитное акционерное общество. С 14(27) января 1913 г. под товарным знаком «Георгий Лист» торговало товарищество «Н. Н. Лист и Ко», соучредителями которого стали супруга Адольфа Георгиевича Листа Нина Николаевна, урождённая Варенцова (1889–1966), её отец – промышленник Н. А. Варенцов и др.