Эфиопия. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство, архитектура
Изобрази́тельное и декорати́вно-прикладно́е иску́сство, архитекту́ра Эфио́пии, художественное наследие Эфиопии.
Изобразительное искусство и архитектура до 1 в. н. э.
Древнейшие памятники искусства на территории Эфиопии – керамика (с неолита), дольмены (предположительно 2-го тыс. до н. э.), наскальные росписи (Беати-Гаэва, Лага-Ода, Генда-Бифту и др.) и рельефы с фигурами быков (Шэбе) и людей. В 1-м тыс. до н. э. на горных плато в северных районах развивалось искусство под влиянием Сабейского царства. Сохранились прямоугольные в плане храмы из тёсаных каменных плит с плоской кровлей (Йеха, Хаульти), плотины; алтари и фризы с изображением горного козла (лунное божество Альмаках); обобщённая, обтекаемая по силуэту скульптура [сидящие царские фигуры, рельефы (трон из Хаульти, 5–4 вв.), каменные и терракотовые головы; известны также наскальные изображения львов (Гобыдра), каменные и бронзовые фигурки животных, каменные сфинксы, вотивные троны].
Архитектура и искусство 1 – середины 19 вв.
В 1-й половине 1-го тыс. н. э., с возвышением Аксумского царства, возводились большие дворцы из камня с деревянными связями, в два-три этажа, с плоской крышей на столбах, иногда с внутренними дворами (дворец Такха-Марьям в Аксуме), имитирующие многоярусные башни каменные стелы (высотой до 34 м, в Аксуме). Эллинистические влияния ощущаются в резьбе по камню, в керамике, золотых монетах. После христианизации Аксума (середина 4 в.) строились монастырские комплексы (Дэбрэ-Дамо, 6–10 вв.) и базиликальные церкви (фундаменты мартирия Калеба и Гэбрэ-Мэскэля близ Аксума, 6 в.). Распространены резные деревянные рельефы с изображениями креста, зверей и крылатых фантастических существ, иллюминированные рукописи. У кушитских культур распространены каменные стелы со схематическими изображениями человека и символическими знаками.
В восточной части области Тыграй сохранилось более 100 скальных храмов, преимущественно 10–14 вв.: они часто воспроизводят формы наземных построек (церковь Абреха-ве-Ацбеха близ Укро, 8–10 вв.; церковь Марьям-Укро-Неболет, 12–13 вв.; и др.). Многие из них сохранили настенные росписи (церковь Даныэль-Коркор, 13 в.; церковь Абуна-Абрахам-Дэбрэ-Цыйон, конец 14 в.).
В исторической области Ласта со столицей в Рохе (ныне Лалибэла) сохранились многочисленные церкви (многие из них первоначально были светскими зданиями): некоторые – наземные, но большинство (например, все 11 храмов Лалибэлы, 11–13 вв., включены в список Всемирного наследия) – скальные. Многие из них представляют собой не просто архитектурно оформленные пещеры, но вырубленные из скалы объёмные здания, где имитируются своды, деревянные связи, наличники, раскреповки и тяги. Некоторые из них связаны с аксумской традицией (церковь Йемреханнэ-Кристос близ Лалибэлы, церковь Бетэ-Амануэль в Лалибэле), для других эта связь оспаривается (собор Мэдхане-Алем в Лалибэле). Деревянный декор и росписи церкви Йемреханнэ-Кристос выполнены коптскими мастерами, в некоторых других храмах ощущается влияние коптского искусства. Сохранилась фресковая живопись: стилизованные плоскостные фигуры святых, изображения охотничьих сцен и животных, евангельские сюжеты (церковь Бетэ-Марьям), геометрические орнаменты. Яркость цвета и плоскостность отличают темперные иконы, в том числе диптихи и триптихи.
В 14–16 вв. строились города, дворцы, церкви [белокаменная церковь Троицы (Мэканэ-Сылласе) в горах Уолло – центральное святилище, окружённое деревянной колоннадой]. С начала 14 в. сохранились многочисленные произведения эфиопской книжной миниатюры (пережила расцвет в период т. н. Эфиопского возрождения при царе Зара-Якобе в середине 15 в.), преломившей влияния коптского, сиро-месопотамского, армянского искусства в схематичном, плоскостном, но полном выразительности и яркой красочности стиле. До 18 в. использовался пергамен. В 14 – 1-й половине 19 вв. создавались резные иконы из дерева и твёрдого лака в Гэсене близ Амбасэля. С 14 в. стенная живопись преимущественно вытеснена живописью темперой на холсте. В 16 в. многие храмы были разрушены турками (в том числе 5-нефный собор Марии Сионской 4 в., отстроен заново в 1584 и 1655). Строились мечети (Аль-Джами в Харэре, 16 в.).
В 17 в. к северу от озера Тана создана новая столица – Гондэр, где каменные замки-дворцы с угловыми башнями, аркадами, арочными проёмами, зубчатыми парапетами, богатым убранством причудливо сочетали местные традиции с воздействием европейского (главным образом португальского) зодчества (разорванные барочные фронтоны дворца Фасилидэса). Церкви строились с прямоугольными (в Йехе, Фремоне, обе 18 в.) или круглыми (в монастыре Кусквам в Гондэре и др.) планами и богато расписывались.
В живописи чаще появлялись черты красочности и повествовательности, усилилось европейское влияние. Разнообразны формы керамики, украшенной гравировкой, росписью и рельефом. В вазах из гранита, алебастра, мрамора проявляются эллинистические и византийские традиции. Ювелирное искусство отражает многообразные связи с Египтом, Аравией, Грецией, Арменией, Индией.
Архитектура и искусство с конца 19 в.
В конце 19 в. – 1930-х гг. новое строительство велось преимущественно в Аддис-Абебе. Сохранились деревянные резиденции с резными балконами и верандами, нередко под влиянием индийского зодчества (ансамбль Большого дворца Менелика II, конец 19 в.), и каменные здания, построенные по проектам европейских зодчих в русле исторических стилей и эклектики: соборы Святого Георгия и Святой Троицы (завершён в 1944), церковь-мавзолей Бетэ-Марьям, императорский дворец Генете-Леуль (1934) и др. В период итальянской оккупации в Эфиопии появились общественные здания в русле рационализма и ар деко, с 1960-х гг. – в формах модернизма [сооружения А. Медзедими; Библиотека Дж. Ф. Кеннеди Университета Аддис-Абебы (1969), архитектурное бюро McLeod, Ferrara & Ensign, все – в Аддис-Абебе]. В начале 21 в. строятся здания в русле неомодернизма (Мемориальный музей жертв Красного террора, 2010; штаб-квартира Африканского союза, 2012; торговый центр Lideta Mercato, 2017, архитектурное бюро Vilalta Arquitectura, все – в Аддис-Абебе).
Развиваются гончарство, плетение из соломы (столы-корзины для еды, корзины с конической крышкой), обработка металла (ажурные, чеканные, филигранные кресты и украшения), вышивка (на накидках «шамма» и пр.), резьба по дереву, тиснение по коже, ковроделие.
Традиционная живопись 20 в. представлена религиозными произведениями, а также полотнами, создававшимися под влиянием книжной миниатюры для продажи иностранцам (художники Йемар Бэлячоу, Сэломон Бэлячоу, Каннгета Ганбаре Хайлю, Бырхану Йеману). Среди первых получивших профессиональное образование живописцев были Агегну Энгеда и Але Фэлегэ Сэлам. Живописец, скульптор, автор витражей Афэуорк Тэкле разрабатывал религиозные сюжеты и темы африканской идентичности, Скундер Богосян (Александер Богоссян) был близок сюрреализму, Абдель Рахман Шэриф – экспрессионизму, Гэбрэ-Крыстос Дэста и Уосэне Уорке Косроф – абстракционизму. Орнаментальные полотна создавал Зэрихун Йетмгета. Среди ведущих скульпторов были Таддэсэ Бэлайнэх и Таддэсэ Мамеча. В начале 21 в. работают живописцы Таддэсэ Мэсфын, Даныэль Тайе, Керима Ахмед, Бысрат Шибабау, Тамрат Гэззахэнь, Давид Аббэбэ, Эмануэль Тэгэне.