Джоуэтт Бенджамин
Джо́уэтт Бе́нджамин (Benjamin Jowett) (15.4.1817, Лондон – 1.10.1893, Хедли-парк, графство Хэмпшир), англиканский богослов и библеист либерального направления, священник Церкви Англии.
Образование получил в Школе Святого Павла в Лондоне (1829–1835) и Баллиол-колледже в Оксфордcком университете (1836–1838), который окончил с отличием. В 1838 г. избран членом Баллиол-колледжа, а в 1842 г. назначен тьютором. В 1842 г. Джоуэтт был рукоположен во диакона, а в 1845 г. – в священника в Церкви Англии. В 1855 г. стал профессором по кафедре греческого языка. С этого времени играл важную роль в жизни университета, в 1870 г. был избран магистром, некоторое время был его вице-канцлером (1882–1886). Активно участвовал в реформировании университета, в частности в принятии парламентского акта 1871 г., который отменял публичное произнесение символа веры перед соисканием академической степени или вступления в некоторые университетские должности.
Джоуэтт известен как автор переводов античных философских тестов: диалогов Платона (4 тома, Оксфорд, 1871), ставших классическими, хотя позднее его филологическая точность была подвергнута критике; сочинений Фукидида (2 тома, Оксфорд, 1881, второе издание в 1900) и «Политики» Аристотеля (2 тома, Оксфорд, 1894); кроме того, он осуществил критическое издание «Государства» Платона (3 тома, Оксфорд, 1894).
Под влиянием А. П. Стэнли (1815–1881), одного из наиболее авторитетных богословов «Широкой церкви», Джоуэтт стал разделять позиции теологического либерализма. В 1854 г. он начал работу над комментариями к посланиям апостола Павла к Фессалоникийцам, к Галатам и к Римлянам (Jowett. 1859). Особый вклад в развитие английской библеистики внесли его экскурсы, включённые в 2-томный комментарий на послания Павла, изданные в виде отдельного тома в 1906 г.
Согласно Джоуэтту, в посланиях апостола Павла не даётся какой-либо системы вероучения: всякая систематическая реконструкция нарушает их простоту и смысл, т. к. они имеют исключительно практическую цель, фрагментарны и полностью обусловлены ситуацией их написания (Jowett. Vol. 1. 1859. P. 3). То, что объединяет их в целое, относится не к учению, но к «лицу Самого Христа – центру каждого послания» (Jowett. Vol. 1. 1859. P. 4). От послания к посланию мысль Павла развивалась, приспосабливаясь к конкретным обстоятельствам и изменениям. В 1-м послании к Фессалоникийцам он ожидает непосредственно предстоящее Второе пришествие Господа, событие описано в традиционных еврейских терминах; в более поздних текстах Павла видно его стремление одухотворить представление о Царстве Божием.
Примечания и экскурсы к посланиям к Фессалоникийцам посвящены различным вопросам эсхатологии апостола. Комментируя стих 1 Фес 4:13, Джоуэтт заметил, что, хотя термин «успение» в классических античных источниках является эвфемизмом для обозначения смерти, в христианских текстах он подразумевает идею пробуждения. В примечании к 1 Фес 5:3 Джоуэтт отмечал радикальное изменение эсхатологических идей Нового Завета и сделал вывод, что важна не форма их выражения, но практический урок: этический смысл эсхатологии.
В экскурсе Джоуэтта «О вере в Пришествие Христа в апостольский период» утверждается, что Павел ожидал эсхатон уже в его поколении. 1800 лет истории доказали, что апостол ошибся, и на этом основании Джоуэтт сделал вывод: богословы не должны отстаивать идею, что Павел в своих текстах не ошибался (Jowett. Vol. 1. 1859. P. 120).
В другом экскурсе – «О человеке греха» (на 2 Фес 2:1-12) – Джоуэтт утверждал, что эта таинственная фигура «человека греха, сына погибели» есть символическая персонификация зла, поэтому попытки современных ему авторов отождествить антихриста с О. Кромвелем или Наполеоном совершенно неуместны, ведь апостол Павел ожидал исполнения своего предсказания в течение ближайших 20–30 лет.
В связи с упоминанием в стихе 2-го послания к Фессалоникийцам (2 Фес 3:17) собственной подписи апостола Джоуэтт написал экскурс об утерянных посланиях Павла. Он полагал, что в течение своего двадцатилетнего служения Павел должен был написать их гораздо больше, чем сохранилось. Джоуэтт допускал, что, предположительно, апостолом написано до 30 посланий и только в 2 дошедших до нашего времени развивается тема оправдания верой. И даже на этом минимальном, но изученном со всей тщательностью основании теологи берутся реконструировать систематическое учение апостола. В такой ситуации, однако, нет возможности достоверно восстановить контекст служения апостола, в котором развивалось его учение.
Комментируя послание к Галатам, Джоуэтт полагал, что члены галатийских церквей, бывшие язычники, до принятия вести апостола Павла были еврейскими прозелитами. Послание написано церквам северной Галатии после второго посещения Павлом этой области, до его заключительного посещения Иерусалима, т. е. в тот же самый период, что и 1-е послание к Коринфянам. В экскурсе остался без ответа вопрос о том, указывает ли термин «откровение» в послании к Галатам (Гал 1:12) на обращение Павла, его состояние транса в храме (Деян 22:17) или на опыт вознесения на «третье небо», описанный во 2-м послании к Коринфянам (2 Кор 12:4). Это «откровение» скорее нравственное, духовное, а не указывающее на внешнее историческое событие.
Джоуэтт включил в комментарии ряд других важных экскурсов: «О хронологии жизни Св. Павла и его посланий» (отдельно рассматривал данные книги Деяний святых апостолов и посланий, а затем гармонизировал их); «О характере святого Павла» (рассматривал апостола как религиозного лидера пророческого типа); «Об оценке Ветхого Завета в посланиях Павла» (тщательно проанализировал использование апостолом традиций и текстов Ветхого Завета и показал, что для вывода об использовании Павлом еврейского текста свидетельств недостаточно); «Святой Павел и Двенадцать» (признал, что между Павлом и Иерусалимскими главами были напряжённые отношения, но не фундаментальные разногласия); «Святой Павел и Филон» (отметил параллели, но также и существенные различия).
В комментарии Джоуэтта на послание к Римлянам отразилась его умеренно консервативная позиция по отношению к результатам критики этого текста в библеистике того времени. Не будучи вероучительным трактатом, послание обращено к Римской церкви, которая состояла в значительной степени из язычников, обращённых в христианство иудеохристианами. Основная тема послания – единство евреев и язычников в Церкви. «Это союз со Христом, который прорывается через прочие расовые и языковые узы и связывает людей в новое тело – Его Церковь» (Jowett. Vol. 2. 1859. P. 30–31).
Джоуэтт не дал конкретного определения важнейшего термина богословия апостола Павла – «δικαιοσύνη θεοῦ», он писал, что «выражение "праведность Бога" вовсе не ограничено одной абстрактной точкой зрения или смыслом, но, по-видимому, расширяется до нескольких: свойство Божие, воплощенное во Христе, явленное в мире, открытое в Евангелии, сообщенное всякой человеческой душе; праведность – но не закона, а веры» (Jowett. Vol. 2. 1859. P. 54). В экскурсе «О вменении в вину Адамова греха» Джоуэтт утверждал, что идея распространения греха от Адама несовместима с другими текстами Павла. Августин в толковании на послание апостола Павла не смог учесть того, что Павел в интерпретации Ветхого Завета часто прибегает к метафорам: предположить, что апостол аллегорически толкует рассказ из книги Бытия легче, чем то, «что он одобряет учение, отличающееся от наших базовых представлений о нравственной природе Бога» (Jowett. Vol. 2. 1859. P. 186). Против распространённой среди библеистов того времени точки зрения, согласно которой текст из послания к Римлянам (Рим 9–11) прежде представлял собой отдельное письмо, Джоуэтт утверждал, что это неотъемлемая часть послания, в которой апостол «сначала молится о восстановлении Израиля, затем размышляет о его отвержении и, наконец, показывает, что его спасение включено в замысел Божий, если его рассматривать более широко» (Jowett. Vol. 2. 1859. P. 270).
Комментарий Джоуэтта на послание к Римлянам завершается двумя экскурсами. В экскурсе «Об искуплении и удовлетворении» он отверг традиционную доктрину жертвенного, заместительного искупления. По мнению Джоуэтта, ортодоксальное представление не опирается на библейский текст. Пророки обличали практику жертвоприношений и противопоставляли им идею нравственной жертвы, Иисус не утверждал доктрину жертвенного искупления. Апостол использует символический язык жертвоприношения: единственная жертва, к которой стремятся христиане, – нравственная и духовная. Согласно Джоуэтту, «смерть Христа – исполнение и завершение Его жизни, величайшее нравственное служение, когда-либо соделанное в этом мире, высочайшее проявление совершенной любви, центр, в котором сходятся и встречаются лучи любви, абсолютное самоотречение или самоотрицание» (Jowett. Vol. 2. 1859. P. 591–592). Такой взгляд на учение об искуплении был воспринят большинством англикан-богословов как покушение на основы их христологии, и после выхода этого экскурса в первом издании комментария Джоуэтт был вызван к вице-канцлеру Оксфордского университета, чтобы официально подтвердить свою верность Тридцати девяти артикулам веры Церкви Англии.
В экскурсе «О предопределении и свободной воле» Джоуэтт утверждал, что Павел парадоксальным образом сочетает оба тезиса: человек спасён милостью Бога и принятие милости требует человеческого ответа (ср.: Флп 2:12). Объясняя этот парадокс, Джоуэтт проводил различие между предвидением и предопределением и подчёркивал, что первое можно утверждать без отрицания человеческой свободы. Это значит, что наличие свободной воли у человека не означает её конфликта с волей Бога, ибо милость Божия осуществляется через человеческую свободу. «Свобода человека в более высоком смысле есть милость Бога, но и в более низком смысле (простого выбора) не противоречит ей» (Jowett. Vol. 2. 1859. P. 619). Идея предопределения вовсе не должна рассматриваться как некоторый абстрактный принцип, приложенный к истории, но только из перспективы опыта свободного ответа человека благодатному дару Божию.
Для сборника «Essays and Reviews» Джоуэтт написал статью «О толковании Священного Писания» (1860). Сборник вызвал критику со стороны консервативных богословов, а против двух его участников был возбуждён процесс, на котором их обвиняли в ереси. В сборник вошли эссе, написанные семью либеральными учёными, 6 из которых были англиканскими священниками. Авторы подвергали критике ортодоксальные супранатурализм и представление о богодухновенности с позиции тезисов рационалистической науки эпохи Просвещения. Джоуэтт в общем повторял ставшее аксиоматическим в рационалистических кругах положение: Библия должна интерпретироваться как любая другая книга – с целью увидеть первоначальный смысл, заложенный автором.
В статье Джоуэтт выделил подходы, которые препятствуют правильному толкованию Библии. Он писал о том, что неверным представлением о богодухновенности является догматическое, которое не поддержано непосредственно библейскими авторами и противоречит фактам истории или других наук. Стремление понимать тексты в согласии с догмами или символами веры приводит, по мнению Джоуэтта, к излишнему акценту на одних текстах и пренебрежению к другим (Jowett. 1860. P. 336). Наконец, интерпретации препятствует отказ толкователей признать, что Библия была написана языком Древнего Востока и не может быть просто понята в категориях западной мысли (Jowett. 1860. P. 371–372).
Ответственная библейская критика, согласно Джоуэтту, не преуменьшает, но, наоборот, со всей ясностью показывает современному христианскому читателю ценность Священного Писания для его спасения: «Будучи истолкована как и всякая иная книга … Библия все-таки остается неравной иным книгам; ее красоту можно увидеть вновь в её первоначальном виде как в картине, восстановленной после многих лет; она вызовет новый интерес и создаст для себя новый вид авторитета. Это будет дух, а не буква; как это было в начале…» (Jowett. 1860. P. 375).