Теологи

Додд Чарлз Харолд

Додд Ча́рлз Ха́ролд (Charles Harold Dodd) (7.4.1884, Рексем – 21.9.1973, Оксфорд), английский и богослов.

В 1902–1906 гг. изучал классическую филологию и археологию в Университетском колледже в , в 1907 г. – римскую нумизматику в и раннехристианскую эпиграфику в Магдален-колледже в Оксфорде. В 1907 г. в Берлине посещал лекции . В 1907–1911 гг. университетский стипендиат Магдален-колледжа, в это же время (с 1908) изучал богословие в Мансфилд-колледже. В 1912 г. принял сан священника церкви в Уорике. В 1915–1930 гг. преподавал библеистику в Оксфордском университете, в 1927–1931 гг. читал курс лекций по , в 1930–1935 гг. профессор библейской критики и экзегезы , с 1935 г. профессор . После эмеритации (1949) продолжал преподавательскую деятельность. В 1950–1961 гг. генеральный директор проекта по подготовке нового английского перевода .

В ранней работе об авторитете Библии (1928) Додд затрагивает также темы и собственно авторитета Библии. В этом труде он показал себя приверженцем – например, в выводе о религиозной надежде, дающейся человеку в Библии, как основе её религиозного авторитета. По сравнению с этим использование Библии как источника вероучения становится уже вторичным. Как источник сверхъестественного откровения более опредёленно Библия рассматривается в работе «Библия Сегодня» ().

Выяснению самого раннего христианского метода посвящена работа Додда «Согласно Писаниям» (), в которой он пришёл к выводу, что приводимые в Новом Завете свидетельства об исполнении ветхозаветных обетований в служении содержат следы оригинального христианского метода библейского толкования. В нём внимание толкователя, конечно, направлено на выявление исторического контекста и изначальной интенции авторов цитируемых пассажей, но всё же главным было понимание того, что история подчинена Богу, действующему по отношению к человеческому обществу и как Судия, и как Искупитель. Этот герменевтический принцип – общий для апостолов , Иоанна и автора , но создателем его Додд считает .

В своей книге о притчах Христа (1935) Додд развил учение о провозвестии Иисуса, суть которого выражается термином «осуществлённая эсхатология» (realized eschatology). Во вводной главе он соглашается с тезисом о невозможности аллегорического толкования притч, даже если такая интерпретация предлагается самим евангельским текстом. Но если Юлихер считал, что целью создания отдельных притч является выражение общих этических наставлений, обращённых к широким массам, то Додд видел такие цели обусловленными конкретными ситуациями проповеди Иисуса Христа.

Основное содержание проповеди Иисуса, согласно Додду, иллюстрируют притчи о суде и растущем семени в их первоначальном виде. Суть этой проповеди в том, что возвещаемое Христом Царство Божие уже наступило и является реальностью нынешнего времени и человеческого опыта, а не только ожидаемым в будущем событием (ср. Мф 12:28; Лк 11:20). Именно так нужно понимать и слова: «исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк 1:15). Провозвестие о Царстве Божием, уже наступившем (нарушающее эсхатологическую схему, в которой его чаемому наступлению предшествует ещё долгое ожидание), только в дальнейшем было реинтерпретировано христианской общиной как имеющее отношение исключительно к будущему. Эсхатон в первоначальном смысле не означал «последнего в том, что касается времени», но указывал на «предельное в том, что касается ценности» (. P. 50).

Наиболее яркий пример возврата к изначальной эсхатологии, по мнению Додда, даёт богословие . Несмотря на то, что 4-е Евангелие говорит о «последнем дне», когда мёртвые воскреснут для жизни или для осуждения, всё-таки речь, согласно Додду, идёт прежде всего не о буквальном будущем воскресении, а о вечной жизни как нынешнем и непреходящем даре уверовавшим во Христа. Это решение здесь и сейчас: уверовавшим дарована истинная жизнь, в то время как те, кто не уверовали, «уже осуждены».

Важным моментом в истории новозаветной библеистики было несогласие Додда с современными ему результатами анализа литературных форм Евангелий (Formkritik). Уже в 1932 г. в статье о структуре евангельского повествования он использует метод анализа форм, но в отличие от его создателей (К. Л. Шмидта, , ), приходит к более консервативным выводам о достоверности и аутентичности евангельского предания. Выделяемые в евангельском материале «обобщающие резюме» (традиционное название «Sammelberichte» – введённые евангелистом в отдельные перикопы указания на место и время и редакторские тексты, написанные им для скрепления всего повествования и поэтому якобы не имеющие никакой исторической ценности), по мнению Додда, отражают саму структуру рассказа о служении Иисуса в (). В эту схему евангелист включил свой остальной материал, который отчасти (на уровне перикоп и их комплексов) принял фиксированную форму уже в устном предании и был организован евангелистом хронологически и тематически. Таким образом, автор пришёл к выводу о наличии в Евангелиях «достоверной последовательности событий, с видимыми движением и развитием» ( P. 11).

Тезис этой статьи Додд разработал в книге о развитии апостольской проповеди (). Общая схема подлинных посланий апостола Павла следующая: пророчества исполнились с приходом Христа, наступил новый век; Христос родился от семени , умер, согласно Писанию, чтобы освободить нас от нынешнего злого века; воскрес на третий день, согласно Писанию; как Сын Божий и Господь живых и мёртвых он вознёсся одесную Бога; он вернётся как Судия и Спаситель людей. Та же самая схема в принципе прослеживается в речах апостола Петра (которые, как подчёркивал Додд, не были созданы автором и не обнаруживают признаков влияния посланий апостола Павла), а также предполагается в послании к Евреям и . Данная схема керигмы, по сути, совпадает со схемой «обобщающих резюме» Евангелия от Марка, определивших всю структуру повествования евангелиста.

Евангелие от Марка, таким образом, можно понимать как расширенную форму керигмы, в которой служение Христа изображается как развёрнутая преамбула к повествованию о страстях. В повествованиях Матфея и Луки оригинальная перспектива керигмы изменена; в 4-м Евангелии, однако, схему исторической керигмы можно увидеть не менее ясно, чем у Марка.

Додд, применявший метод анализа форм к исследованию новозаветных текстов, довольно высоко оценивал историческую достоверность евангельской традиции. В статье о «Форме диалога в Евангелиях» (1954–1955) он выделил простые (разговор о подати в Мк 12:14–17, вопрос о власти в Мк 11:27–33) или более сложные диалоги (беседа с богатым юношей в Мк 10:17–27, ответ на вопрос сыновей Заведеевых в Мк 10:35–45). За разнообразием форм диалогов Додд видел единство их темы; это, по его убеждению, предполагает, что синоптическая и Иоаннова традиции вместе восходят к более ранней «несформировавшейся» (unformed) традиции учения Христа, большую часть которой можно восстановить из диалогов 4-го Евангелия, не имеющих параллелей в синоптической традиции, но согласных с ней тематически.

В лекциях, прочитанных в 1938 г. и опубликованных в книге «История и Евангелие» (), он признал ценность метода форманализа для вывода об исторической достоверности Евангелий. Он позволяет изучить материал, сгруппированный в традициях, не подверженных влияниям известных мотивов, и судить о сходстве и различии этих традиционных потоков ( P. 91). Полученные в результате анализа различные образы Иисуса на самом деле образуют единство: с самого начала предание учило, что он жил, проповедовал, действовал, пострадал, и умер как , никакой альтернативной традиции изначально не существовало. Согласно Додду, только люди, находившиеся непосредственно под воздействием произошедших событий, а не историки-аристократы, типа , с большой вероятностью дают истинную оценку произошедшего.

Важными для новозаветной библеистики этого времени были исследования Доддом литературы, связанной с именем апостола Иоанна. В статье, посвящённой сравнению и Евангелия от Иоанна, он показал, что они написаны разными авторами (1937). Эти выводы учтены и в его комментарии на послания апостола Иоанна (1946), а в дальнейшем развиты в работе о толковании Евангелия от Иоанна (1953). Итогом многолетних трудов над проблемами 4-го Евангелия стала работа о его исторических традициях (1963), в которой Додд пришел к выводу о существовании независимого от синоптической традиции до-иоанновского потока евангельского предания.

Апостол Иоанн, как считает Додд, написал своё повествование для эллинистической аудитории, отдалённой как по времени, так и по месту от участников евангельских событий. Ближайший идейный фон для первых читателей этого Евангелия он видит в литературе раввинистического иудаизма, у и в литературе , но отличительный характер Иоаннова христианства именно в преобразовании общих с другими традициями идей. Додд не сомневается, что евангелист правильно понимает смысл служения Христа. Иоанн использует самые сильные из современного ему религиозного языка термины для выражения идеи единства человека с Богом. Вера во Христа даёт возможность вступить в личное общение с вечным Богом, – сверхъестественное, неотмирное отношение, выражаемое термином «агапе» (любовь). Оно, однако, всё же укоренено именно в этом мире, т. к. центральное событие «агапе» произошло в истории, «апрельским днем приблизительно в 30 г. н. э., за столом Тайной вечери в Иерусалиме, в саду напротив долины Кедрона, при дворе и на римском кресте на Голгофе» ( P. 199–200).

  • Библеистика
  • Протестантские богословы