Дибелиус Мартин
Дибе́лиус Ма́ртин, Мартин Франц Дибелиус (Martin Franz Dibelius) (14.9.1883, Дрезден – 11.11.1947, Гейдельберг), немецкий протестантский библеист и богослов.
Богословское образование получил в университетах Невшателя (Швейцария), Лейпцига, Тюбингена и Берлина. В 1905 г. в Лейпциге сдал первый богословский экзамен и в том же году, защитив подготовленную в Тюбингене под руководством Г. Гункеля работу о скинии Яхве, получил степень доктора философии. Переехал в Берлин, где наряду с преподаванием религии и немецкого языка в различных школах в 1908 г. получил лиценциат в области теологии на основании работы об ангелологии апостола Павла. В 1909 г. защитил габилитационную диссертацию по Новому Завету, посвящённую первохристианской традиции об Иоанне Крестителе. В 1915 г. Дибелиус был приглашён ординарным профессором в Гейдельбергский университет и оставался здесь до конца своей преподавательской карьеры.
Убеждённый демократ в период национал-социализма, Дибелиус не шёл ни на какие политические компромиссы, так что в 1938 г. гестапо на некоторое время лишило его паспорта.
Библейские исследования
В работе, посвящённой анализу религиозно-исторического контекста ангелологии апостола Павла (Die Geisterwelt im Glauben des Paulus, 1909), Дибелиус утверждал, что в иудаизме того времени понятие о небесных посредниках между Богом и миром имело своим источником вавилонскую и египетскую космологию. Хотя апостол и мог находиться под некоторым влиянием восточной космологии и иранского дуализма, учёный настаивал на том, что эти влияния оставались периферийными и не затрагивали основной мысли Павла. Например, миф о схождении Избавителя в мир и его восхождении у Павла играет роль лишь метафоры, образно выражающей христологические представления апостола.
В 1917 г. Дибелиус издал книгу о древних мистериальных культах и их роли в жизни ранних христиан. Исследуя языческий контекст служения Павла (то, как в эллинистической религиозности почитались стихии мира), он показал уникальность христианских идей и их превосходство (в отношении монотеизма) над представлениями противников апостола в Колосской общине – тех, кто был лишь недавно обращён в религию мистериальных культов.
В комментариях к малым (An die Kolosser, Epheser, an Philemon, 1912) и пастырским посланиям апостола Павла (Die Pastoralbriefe, 1931) Дибелиус подчёркивал исторические связи религиозных представлений, отражённых в этих текстах, с идеями иудейской и языческой среды, в которой жили их адресаты. Заметный акцент в комментарии ставится и на том, как Павел христианизирует заимствованные им из этих традиций особенности жанра паренезы (особенно в 1 Фес 4:1; Кол 4:1; 1 Тим 3:1). Влияние чуждого религиозного и литературного материала и его «не всегда удачную» христианизацию Дибелиус показывает также в многочисленных экскурсах в своём комментарии на книгу Ермы «Пастырь» (Der Hirt des Hermas, 1923).
Метод анализа жанровых форм
Основной вклад Дибелиуса в библейские исследования связан с разработкой метода анализа долитературных форм существования евангельского материала (нем. Formkritik). Основные положения этого метода он изложил в программной работе «Анализ истории форм Евангелия» (Die Formgeschichte des Evangeliums, 1919). В его основе лежит изучение перикоп, составляющих синоптическую традицию, с точки зрения их жанровой формы, а также восстановление истории синоптической традиции до её письменного закрепления в Евангелиях. Материал устной традиции об Иисусе рассматривается Дибелиусом на основании его собственного понимания жизни и мировоззрения общин, в которых она возникла. Автор изучает, как собирался и редактировался этот материал в Евангелии от Марка, выявляя богословскую концепцию евангелиста. Редакторскую работу авторов Евангелий от Марка, от Матфея и от Луки он сравнивает на примере истории Страстей Христовых.
Дибелиус полагает, что материал воспоминаний о Христе первоначально передавался устно в виде «малых единств», которые принимали жанровые формы, уже существовавшие в культуре словесного творчества раннего иудаизма и эллинизма. Поэтому изучение устной традиции должно основываться на понимании того, что форма её «малых единств» содержит ту или иную информацию об их происхождении, а история предания до его литературной фиксации развёртывается по определённым законам, неподвластным воле людей, его записавших. Евангелия, таким образом, были составлены из «единиц предания», каждая из которых имела своё место в жизни церкви. Согласно Дибелиусу, решающей для возникновения и развития евангельской традиции становится проповедь первых христиан, ожидавших скорого конца мира. Именно она рассматривается автором как единственная существенная функция общин, т. е. как основное «место в жизни» первых элементов устного предания.
Сначала Дибелиус реконструирует содержание проповеди, а затем, исходя из этого, и «место в жизни» для различных жанров предания. Реконструкция опирается на «ранние» миссионерские речи апостолов из Книги Деяний (Деян 2; 3; 10; 13). Самая ранняя форма предания – парадигма (т. е. пример, образец) – краткий рассказ (логия), снабженный повествовательной рамкой и сохранивший описание речений или действий Иисуса. Согласно этой теории возникновения и развития синоптической традиции, такие тексты использовались в первохристианской проповеди как примеры, демонстрирующие мессианскую природу служения Христа (наиболее очевидный – логия об исцелении парализованного – Мк 2:1-12). Дибелиус проводил параллели между синоптическими парадигмами и античным жанром хрии, т. е. с афоризмом, снабжённым указанием на ситуацию, в которой он был произнесён.
В отличие от парадигм, новеллы – более длинные рассказы, содержащие приукрашивающие события детали с целью вызвать восхищение у слушателей. Они включают повествования об исцелениях (например, слепого в Вифсаиде – Мк 8:22-26), которые обнаруживают типичные черты: описание серьезности болезни, процедуру исцеления и его доказательство. Следующие формы предания – легенды. Это религиозные истории, демонстрирующие мудрость и авторитет Иисуса или божественную помощь людям. Их примеры – истории Рождества у евангелистов Матфея и Луки. Аналоги этим формам Дибелиус также находит в раввинистической и эллинистической литературах. Что касается историчности отдельных видов предания, то парадигмы более достоверны, затем следуют новеллы, менее всего надежны в этом отношении легенды.
Результаты этой классификации Дибелиус представил в своей книге «Весть Иисуса Христа» (Die Botschaft von Jesus Christus, 1935), содержащей реконструкцию и перевод текстов согласно тем жанровым формам, к которым они, по его убеждению, относятся. «Ранние истории» (alte Geschichten) включают все перикопы, которые автор отнёс к парадигмам, и ряд других. Сюда же он относит свою реконструкцию самого раннего повествования о Страстях. Кроме того, Дибелиус выделяет 34 притчи, речения (Sprüche), большие повествования о чудесах (grossen Wundergeschichten) и легенды. Он отмечает краткость и ритмичный характер речений Иисуса, т. к. все они подчинены одной вести: ветхий мир пришел к своему завершению, наступает Царство Божие, и Бог сам приближается к людям в суде и милости. Хотя Евангелия включают легенды, Дибелиус приходит к заключению, что в целом традиция была консервативна, очевидные фантазии, искажающие суть вести Иисуса, не допускались.
В отличие от Р. Бультмана, также исследовавшего евангельский материал методом анализа жанровых форм, Дибелиус не столь скептичен в своих выводах. Отказ Бультмана признать историчность большой части евангельской традиции объясняется им не применяемым методом, но представлениями Бультмана о жизни первохристианской общины. В небольших по объему работах об Иисусе (Jesus. 1939) и об апостоле Павле (Paulus. 1951, завершена Г. В. Кюммелем) Дибелиус показывает, что на основании тех же самых религиозно-исторических и литературно-критических предпосылок можно получить исторически достоверную и убедительную картину провозвестия и Иисуса, и апостола Павла.
Результаты исследований форм предания Дибелиус использовал и в обобщающей книге об истории первохристианской литературы (Geschichte der urchristlichen Literatur, 1926). По его убеждению, сам жанр Евангелия создал евангелист Марк; Матфей включил материал учения Иисуса в повествование Марка, а Лука поставил перед собой цель написать биографию Иисуса. Все три Евангелия датируются автором временем после 70 г. н. э. Четвёртый евангелист, вероятно ученик пресвитера Иоанна, стремился создать литературное произведение о Христе. Дибелиус отмечает также процесс христианизации ранних апокалиптических традиций. Так, евангелист Марк переработал и включил в 13-ю главу своего текста еврейский апокалипсис. Откровение Иоанна Богослова объединяет апокалиптику с пророчеством, и, как считает автор, было написано самим пресвитером Иоанном. Апостол Павел использовал античную литературную форму послания, но так как он диктовал свои письма секретарям, Дибелиус рассматривает эти тексты как вариант устной проповеди, обнаруживая в них риторические особенности речей киников. В Новом Завете он видит и другие литературные формы: это увещевание, паренеза (нравственная проповедь), литургические формулы и гимны. В целом автор признает, что жанровое развитие христианской литературы было неизбежно, но настаивает на особой важности именно самых ранних, долитературных форм выражения христианской вести.