КалютаАнастасияВалерьевна

Всего статей: 7
Орудия труда, предметы быта
Метате
Мета́те, разновидность ручной зернотёрки у коренных народов Мезоамерики. Обычно изготавливается из твёрдых вулканических пород, реже из известняка. Состоит из вогнутого или плоского каменного основания, иногда – трёх ножек, а также цилиндрического ручного жёрнова (мано). Появление метате в Мексике тесно связано с одомашниванием кукурузы и переходом к земледельческому хозяйству. Первые ручные зернотёрки появились в архаический период на этапе Эль-Риего (7000–5000 до н. э.) в долине Теуакан на территории штата Пуэбла в Центральной Мексике, хотя, по всей видимости, они использовались не для одомашненных растений. Современные метате на трёх ножках появились на территории Мексики не позднее доклассического (формативного) периода (конец 2000 тыс. до н. э. – 250  н. э.). С середины 20 в., с распространением электрических мельниц, метате утратило своё исконное предназначение.
Зооморфная метате. Картаго, Коста-Рика. 1000–1552
Ла Йорона
Ла Йоро́на, персонаж мексиканского фольклора, а также фольклора мексиканской диаспоры (чикано) в США (в особенности в пограничных с Мексикой штатах Калифорния, Аризона, Нью-Мексико, Техас). Аналогичные женские персонажи широко распространены в фольклоре других народов Латинской Америки, от Гватемалы до Уругвая. В современном мексиканском фольклоре Ла Йорона описывается как одетая в белое рыдающая женщина, которая является по ночам. Встреча с ней является дурным предзнаменованием, она пугает запоздалых одиноких путников, сбивает их с дороги и заводит в овраги и реки, где те гибнут. В 21 в. существует множество версий легенды о Йороне, общей темой которых является убийство матерью детей, рождённых (зачатых) вне брака и её последующие посмертные скитания с плачем по ночам. Ей посвящено значительное количество литературных и художественных произведений, фильмов, песен и т. п.
Премьера театрализованного шоу «La Llorona». Мехико. 2020
Магические ритуалы, обряды, практики
Курандеро
Куранде́ро, в странах Латинской Америки – целитель, занимающийся диагностикой и лечением болезней, а также предсказанием будущего и поиском пропавших вещей с помощью гадания, «вызова духов» и препаратов, приготовленных из трав и животных. Первые письменные свидетельства о профессиональных целителях среди индейских народов региона встречаются в сообщениях испанских конкистадоров и миссионеров в 16 в. В 21 в. курандеро занимаются целительством не только в сельской местности, но и в городах. Их услуги особенно востребованы беднейшими слоями населения, не имеющими доступа к современной медицине. Наряду с этим среди представителей городской интеллигенции, а также иностранных туристов существует значительный интерес к лечебным практикам курандеро как к одной из форм альтернативной медицины.
Курандеро проводит ритуал. Перу
Офренда
Офре́нда, ритуальное приношение божествам или духам, а также христианским святым в странах Латинской Америки. Офренда может включать в себя продукты питания, цветы, табак и копа́л (смола дерева Protium copal). Практика офренд имеет доиспанское происхождение и связана с представлениями о реципрокном характере взаимоотношений между людьми и сверхъестественными существами, которым необходимо регулярно приносить жертвы в обмен за предоставляемые ими блага (урожай, удачу на войне, здоровое потомство). Первые следы офренд относятся к доклассическому (формативному) периоду (конец 2-го тыс. до н. э. – 250 г. н. э.). В доиспанское время были широко распространены человеческие жертвоприношения. Позднее в жертву приносились домашние животные и птица. Офренды могут делать как в доме, так и в местах, считающихся обиталищем духов (вершины гор и холмов, входы в пещеры, естественные водоёмы). В Мексике и Центральной Америке особенно богатые приношения принято делать духам умерших родственников во время Дня мёртвых.
Офренда в День мёртвых