«Bloodborne» (видеоигра)
«Bloodborne», японская видеоигра в жанре ролевого экшена. Разработана японскими студиями From Software и SIE Japan Studio под руководством гейм-дизайнера Миядзаки Хидэтака. Выпущена эксклюзивно для консоли PlayStation 4 24 марта 2015 г. Релиз дополнения – «The Old Hunters», состоялся 24 ноября 2015 г. Получила положительные оценки критиков и игроков, став одним из самых успешных релизов для PlayStation 4.
Сеттинг и сюжет
События игры разворачиваются в вымышленном городе Ярнам, воздвигнутом на руинах цивилизации Птумеру, представители которой поклонялись Великим – древним существам, черпающим свою силу из неизвестных человечеству источников. Проведя раскопки подземелий Птумеру, студенты университета Бюргенверт находят кровь Великих, переливание которой излечивает человека от всех болезней. Это открытие приводит к расколу среди учёных города. Глава университета, мастер Виллем, видит в смешении крови угрозу и считает, что человечеству необходимо овладеть наследием Великих через познание. Его ученик, Миколаш, считает, что к этим существам нужно обратиться напрямую с помощью телепатии. Единомышленникам Миколаша из Школы Менсиса удаётся связаться с одним из Великих и открыть проход в его измерение.
Другой ученик Виллема, Лоуренс, воспринимает кровь Великих как дар. Он уходит из университета, чтобы создать Церковь исцеления, практикующую ритуал «кровослужения» – переливания крови Великих. Лоуренс хочет не столько излечить людей, сколько возвысить их до уровня Великих. Против церкви выступает аристократия, живущая в замке Кейнхерст. Последние похищают и убивают людей с целью найти нечистую кровь, дарующую людям сверхъестественные способности: так, Аннализа, королева нечистокровных, обрела бессмертие.
Жители Ярнама под действием крови Великих начинают мутировать и превращаться в чудовищ. Желая вернуть контроль над городом, церковь создаёт орден охотников (но не прекращает переливать кровь), многие из которых являются религиозными фанатиками. «Чёрные» охотники предпочитают истреблять мутантов, а «белые» – разрабатывают лекарство.
Управляя безымянным охотником, игрок может прийти к одной из трёх концовок: главный герой покидает Ярнам, обрекая город на гибель; занимает место первого охотника, обучающего новичков; перерождается в Великого.
Повествование «Bloodborne» не имеет линейной структуры и в своей основе аналогично таким играм Миядзаки Хидэтака, как «Demon's Souls» (2009) и «Dark Souls» (2011): игроку приходится искать информацию о происходящем в редких репликах неигровых персонажей, пространных описаниях предметов и т. п. Для Миядзаки Хидэтака интерес представляют не столько сюжет и последовательность действий персонажей, сколько погружение игрока в художественный мир, постепенное и часто иносказательное раскрытие предыстории.
Эстетика и проблематика
При разработке игры её создатели вдохновлялись произведениями Г. Ф. Лавкрафта. В частности, Великие имеют множество общих черт с Древними из книг американского писателя, а события дополнения «The Old Hunters» разворачиваются в рыбацкой деревушке, напоминающей город Иннсмут, фигурирующий в нескольких рассказах и повестях автора. Как и Лавкрафт, Миядзаки Хидэтака ставит вопрос о возможности постижения мира и незначительности человечества перед силами, которые нельзя объяснить. В игре затрагивается проблема обретения запретного знания, которое выходит из-под контроля и оборачивается против человека. В игре показано, как научный прогресс вместе с религиозным фанатизмом, не сдерживаемые нравственными законами, приводят общество к гибели.
Мир игры соединяет в себе черты Средневековья и Нового времени, что воплощается в неоготической архитектуре, во внутриигровом уровне развития медицины и т. д. Ярнам представляет собой эклектичное пространство, в котором наука и магия слились воедино, а достижения промышленной революции соседствуют с архаичными ритуалами. Так, Церковь исцеления, внешне похожая на Римско-католическую церковь, является политеистической: её учение построено на научных открытиях, но вместе с тем включает суеверия.
Ни одна из сторон основного конфликта в игре «Bloodborne» не изображена в положительном ключе. И университетское сообщество, и церковь, и охотники, и аристократия пренебрегают гуманистическими идеалами и оправдывают насилие высшими целями. Авторское отношение прослеживается в судьбах героев: каждый, кто хотел овладеть знанием и возвыситься, понёс наказание – сошёл с ума, стал монстром или был проклят.
Особенности геймплея
Как и игры «Demon's Souls» и «Dark Souls», «Bloodborne» отличается усложнённым геймплеем и отсутствием конкретных целей, стоящих перед игроком. После смерти главный герой теряет накопленные «отголоски крови» – игровую валюту, необходимую для развития характеристик персонажа и покупки предметов, – и лишь один раз может их вернуть. Игровые уровни представляют собой разветвлённые локации со множеством тайников и ловушек.
По сравнению с «Demon's Souls» и «Dark Souls» боевая система «Bloodborne» стала динамичнее. Пользователь не может управлять персонажем с высоким показателем физической защиты: в игре нет рыцарских доспехов, а охотники используют лёгкую, не стесняющую движения одежду. Герой лишён возможности блокировать удары, поэтому вынужден активнее передвигаться. Вместо щитов в «Bloodborne» используется огнестрельное оружие, которое эффективно не огневой мощью, а способностью прервать атаку врага и нанести ему усиленный удар. Также в игре есть возможность восстановить часть потерянного здоровья, проведя атаку сразу после получения урона, что заставляет пользователя сражаться агрессивнее.
В «Bloodborne» изменился подход разработчиков к контролю ресурсов: склянки с кровью, восстанавливающие здоровье, ртутные пули и прочие пополняемые припасы можно получать, устраняя врагов, или покупать и накапливать на складе.
Заметно сократился и арсенал доступного игроку оружия. В «Bloodborne» 15 единиц оружия ближнего боя (в 1-й части «Dark Souls» – несколько десятков), в дополнении «The Old Hunters» было добавлено ещё 10. У каждого оружия появился альтернативный режим использования (трость трансформируется в хлыст, топор – в секиру и т. д.), что позволяет осуществлять различные комбинации, меняя тип оружия во время боя.
Другим заметным нововведением стало появление случайно сгенерированных «подземелий чаш», прохождение которых не развивает сюжет и необходимо лишь для добычи ресурсов и тренировки боевых навыков. У игроков есть возможность делиться друг с другом кодами, дающими доступ к подземельям.
В «Bloodborne» есть несколько способов сетевого взаимодействия между игроками. Во-первых, они могут оставлять друг другу подсказки, облегчающие прохождение. Во-вторых, имеется возможность позвать на помощь другого охотника. В-третьих, можно вторгаться в чужие миры и устраивать дуэли с другими игроками.
Игра «Bloodborne» наравне с предыдущими проектами Миядзаки Хидэтака внесла заметный вклад в развитие жанра ролевого экшена и оказала влияние на такие игры, как «Salt and Sanctuary» (2016), «Nioh» (2017), «Mortal Shell» (2020) и др. Проект получил развитие в виде одноимённой настольной игры, выходившей в том числе на русском языке, и нескольких серий комиксов издательства Titan Comics (в России перевод и публикацию осуществляло издательство «АСТ»).