«Cuphead»
«Cuphead», видеоигра в жанре платформер и run 'n' gun. Разработана и издана независимой канадской студией StudioMDHR в 2017 г. Выпускалась на консолях Xbox One, Nintendo Switch, PlayStation 4 и для персональных компьютеров. В проекте основное внимание уделяется битвам с боссами, а визуальная составляющая выполнена в стиле традиционной рисованной анимации с акварельными фонами.
История создания
Игра «Cuphead» стала первым проектом студии StudioMDHR. Разработкой занимались братья Ч. и Дж. Молденхауэры совместно с аниматором Дж. Кларком и программистом Э. Биллингсли. Работа над проектом началась в 2010 г. и была вдохновлена мультфильмами анимационных студий Флейшера и Диснея. Кроме того, к созданию собственной игры братьев подтолкнул успех игры «Super Meat Boy», которая вышла в 2010 г. и была разработана другой независимой студией – Team Meat. В процессе разработки вносилось множество изменений, особенно касающихся взаимодействия пользователей и игрового персонажа: корректировался отклик при произведении действий на краях платформ и получение героем повреждений (Davidson. 2014).
При создании проекта в него было заложено 2 уровня сложности: обычный и «экспертный», открывающийся после победы над главным боссом игры. Также братья Молденхауэры хотели превзойти мировой рекорд Гиннесса по количеству сражений с боссами в играх, что в итоге было реализовано: общая численность таких противников составила 36 (Most boss battles ...). Впервые игра была продемонстрирована на выставке E3 в 2014 г., но не была доступна для пробного прохождения из-за готовности проекта меньше чем наполовину. Игра вышла в свет только в 2017 г., а на фестивале E3 2018 г. разработчики представили крупные обновления и дополнительный контент, выпуск которых пришёлся на 2020 г.
Графическое оформление «Cuphead» вдохновлено мультфильмами 1930-х гг., а визуальные эффекты тщательно созданы с использованием техник той эпохи – традиционной рисованной анимации. В то время как игровой процесс воспроизводится с частотой 60 кадров в секунду, внеигровые сцены имеют стандартную частоту – 24 кадра в секунду. Такой выбор при работе над визуальной составляющей делался не только в интересах улучшения производительности проекта в целом, но и в силу использования кинематографической технологии записи и воспроизведения (McCumbers. 2014).
При создании саундтрека и звуковых эффектов разработчики во многом вдохновлялись произведениями поп-культуры прошлого. Записью саундтрека занимался профессиональный джазовый музыкант из О. К. Маддиган. В сентябре 2017 г. музыка была выпущена в цифровом формате в сборнике «Cuphead Soundtrack» (Cuphead Original Soundtrack).
Сюжет
Действие игры разворачивается в вымышленной вселенной Чернильных островов (англ. Inkwell Isles). В один день главный герой Капхед (англ. Cuphead – Кружкоголовый) и его брат Магмен (англ. Mugman – Человек-кружка) нарушают заветы старейшины и отправляются в казино Дьявола. Там протагонисты начинают играть в кости и побеждают. Однако, когда они входят в азарт, сам хозяин заведения – Дьявол – предлагает им поднять ставки: герои должны поставить на кон свои души, чтобы иметь шанс получить все деньги казино.
После того как протагонисты соглашаются на поставленные условия, Капхед проигрывает и братья начинают молить Дьявола о пощаде. Последний заключает с ними новую сделку: героям необходимо раздобыть души должников к полуночи следующего дня, чтобы спасти собственные. Так, Капхед и Магмен начинают своё путешествие по Чернильным островам, сражаясь с местными жителями, которые некогда отдали свои души Дьяволу.
Геймплей
Игровой процесс игры «Cuphead» основан на постоянных переходах между уровнями. На протяжении игры бег с препятствиями чередуется с боями, и сам проект включает в себя ролевые элементы и возможность непоследовательного прохождения этапов. Главный герой имеет бесконечное количество жизней, а инвентарь остаётся неизменным после каждой неудачной попытки прохождения. Пользователи могут приобретать оружие и специальные способности в магазине, используя монеты, собранные на уровнях.
Персонажи игры имеют несколько типов атак, мощность которых увеличивается по ходу прохождения. После завершения уровня игроку присваивается ранг, основанный на нескольких факторах: времени, затраченном на победу над боссом, нанесённом и заблокированном уроне, а также количестве парированных атак. В игре, помимо одиночного режима, есть кооперативный для двух пользователей, который позволяет управлять не только Капхедом, но и Магменом.
Признание и влияние
Проект был высоко оценен критиками и игроками. Игра «Cuphead» была номинирована на премию Game Awards – 2017 в номинации «Прорыв года» (Breakout Game of the Year) и отмечена как лучший проект для консоли Xbox One (Best Xbox One Game) (Livingston. 2017). Проект был номинирован в категориях «Лучшая компьютерная игра», «Лучший платформер», «Лучшая оригинальная музыка» и «Лучший мультиплеер». Игра получила награду в номинации «Лучший стиль», при этом также заняв 2-е место в номинации «Лучший владелец магазина» за персонажа-торговца, «Лучшая музыка», «Лучший дебют» и «Игра года», по версии американского портала Giant Bomb в 2017 г. Также видеоигра была номинирована на видеоигровые премии D.I.C.E. Awards, Golden Joystick Awards, Game Developers Choice Awards, BAFTA и получила культовый статус. В 2020 г. образы персонажей «Cuphead» добавлены в файтинг «Super Smash Bros.».
На основе игры был выпущен артбук под названием «The Art of Cuphead». Он был издан разработчиками совместно с компанией Dark Horse Books в марте 2020 г. Также по мотивам проекта были написаны новеллы «CUPHEAD. Хаос на карнавале» («Cuphead in Carnival Chaos») и «CUPHEAD. Гора проблем» («Cuphead in A Mountain of Trouble») и комикс «Cuphead: Comic Capers & Curios». В феврале 2022 г. состоялась премьера американо-канадского анимационного веб-сериала «Шоу Чашека!» («The Cuphead Show!»), созданного для Netflix дуэтом разработчиков игры – Ч. и Дж. Молденхауэрами. В работе над экранизацией приняли участие студия StudioMDHR и издатель King Features Syndicate (Шоу Чашека!).