Чёрная Вдова (героиня комикса)
Чёрная Вдова́ (англ. Black Widow), вымышленная супергероиня, персонаж комиксов издательства Marvel Comics. Позывной «Чёрная Вдова» использует Наташа Романова (Романофф), первоначально фигурировавшая в комиксах как злодейка и советская шпионка в США. Позднее Романова разрывает связи с советскими спецслужбами и переходит на сторону американских супергероев, активно с ними сотрудничает и присоединяется к команде Мстителей. Чёрная Вдова в первую очередь полагается на свои многочисленные боевые и шпионские навыки, умения и технические приспособления, её единственная суперспособность – замедленное старение, значительно увеличивающее продолжительность жизни. Персонаж дебютировал в комиксах в 1964 г., его создателями выступили сценаристы Стэн Ли и Дон Рико и художник Дон Хек. В нескольких художественных фильмах киновселенной Marvel, выходивших в 2010–2021 гг., роль Чёрной Вдовы исполнила актриса С. Йоханссон.
История персонажа
В 1964 г. персонаж Чёрная Вдова впервые появился на страницах комиксов – в 52-м выпуске антологии «Тревожные истории» («Tales of Suspense», 1959–1968). С 1963 г. постоянным героем этой антологии, каждый выпуск которой включал несколько небольших историй, не связанных между собой сюжетно, стал Железный Человек. Комикс «Красный Динамо снова в строю» («The Crimson Dynamo Strikes Again!», 1964) был создан по сюжету Стэна Ли, но непосредственный подробный сценарий писал Дон Рико под псевдонимом Н. Корок. Это была частая практика в издательстве Marvel, которая позволяла Ли сохранять статус сценариста сразу нескольких серий, не имея возможности уделять им равноценное внимание и время. Художником истории выступил Дон Хек, соавтор комиксов о Железном Человеке и некоторых других героях и злодеях Marvel.
По сюжету комикса «Красный Динамо снова в строю!» Чёрная Вдова – советская шпионка, которую лично Н. С. Хрущёв отправил на территорию США с целью убить перебежчика Антона Ванко (он же Красный Динамо), оружейного магната Тони Старка и его телохранителя Железного Человека (в ранних выпусках персонажи не знали, что Старк и есть Железный Человек). В этом дебютном комиксе и на протяжении нескольких последующих появлений Чёрная Вдова сильно отличалась внешне от своего более позднего и ставшего известным образа. Романова выглядела как стереотипная «роковая женщина» из нуарных детективов и триллеров 1-й половины 20 в.: с короткими чёрными волосами, с лицом, скрытым вуалью, и в вечернем платье с элементами, напоминающими паутину (поскольку прозвище Романовой отсылает к разновидности ядовитых пауков «чёрная вдова»). В таком образе Чёрная Вдова несколько раз выступала антагонисткой Железного Человека, иногда в дуэте со своим напарником – Соколиным Глазом.
В 1966 г. в 32-м выпуске серии «Мстители» Романова решила перейти на сторону американских супергероев (Соколиный Глаз сделал это немного ранее). В период совместной работы с Мстителями Вдова появлялась в комиксах в новом образе, больше напоминающем супергеройский костюм – в маске и плаще с паучьими мотивами в оформлении. В 1970 г. в 86-м выпуске 1-го тома серии «Удивительный Человек-паук» («The Amazing Spider-Man», 1963–1998) Романова впервые появилась в своём наиболее узнаваемом образе – с длинными рыжими волосами и в чёрном облегающем костюме. Автором этого облика, вдохновлённого эстетикой шпионских романов, фильмов и телесериалов, стал художник Дж. Ромита-старший, который по просьбе Ли стилизовал костюм персонажа под супергероиню 1940-х гг. Мисс Ярость. В дальнейшем Чёрная Вдова ассоциировалась именно с таким образом, претерпевавшим незначительные косметические изменения. В рамках этого редизайна у Чёрной Вдовы появился ещё один постоянный атрибут – браслет с картриджами, заряженными механизмами различного действия: от миниатюрного гарпуна, позволяющего героине быстро передвигаться и преодолевать препятствия, до электрошокера большой мощности.
Комиксная биография Чёрной Вдовы чрезвычайно запутана, поскольку сценаристы зачастую игнорировали предыдущие сюжеты и создавали свою трактовку прошлого супергероини, «отменяя» написанное ранее по принципу реткона (Chin. 2021). Однако у этих противоречащих друг другу сюжетов есть общие мотивы, которые позволяют обобщить основные события жизни Романовой. Наташа предположительно родилась в Советском Союзе в 1-й половине 20 в. Рано осиротев, ребёнком она была принята в тайную организацию, где прошла длительный курс обучения и тренировок, необходимых для карьеры шпиона. В более поздних комиксах [например, в мини-серии «Чёрная вдова» (1999)] указывается, что «Чёрная вдова» – название советской программы по созданию супершпионов и переходящий титул, одним из носителей которого является Романова. Комикс «Чёрная вдова» (2004–2005) уточнял, что в рамках этой программы Романова получила инъекцию вещества, замедляющего старение, повышающего иммунитет, выносливость и многократно ускоряющего регенерацию. Это решение позволило сценаристам современных комиксов объяснить, как Романова в облике 30-летней женщины могла работать в КГБ и застать СССР (замедленное старение – атрибут нескольких персонажей Marvel, например Ника Фьюри).
Советское происхождение Чёрной Вдовы отражает настороженность в американском обществе, вызванную первыми десятилетиями «холодной войны». Сценаристы и редакторы Marvel, придумывая своих фантастических персонажей, старались придавать им актуальные исторические черты и охотно эксплуатировали страхи и фобии своей аудитории, чтобы сделать угрозу, исходящую от злодеев, более весомой. В ранних комиксах про Железного Человека многие антагонисты были советскими шпионами и сторонниками коммунистической идеологии, тогда как сам супергерой олицетворял американскую военную мощь (O'Neil. 2016). К концу 1960-х гг. идеологические акценты стали смещаться: мотив противостояния коммунизма и капитализма отошёл на второй план и у Marvel стали появляться положительные советские персонажи (по внутреннему канону издательства, у СССР и позднее у РФ были свои супергерои, которые не обязательно противостояли американским).
Информированность американских авторов комиксов об устройстве советского общества оставалась невысокой, что объясняет зачастую грамматически некорректные имена персонажей (во многих комиксах, как впоследствии и в киновселенной Marvel, фамилия Наташи пишется как «Романофф») и использование узнаваемых фамилий, подчёркивающих национальную принадлежность (фамилия «Романова» отсылает к династии российских правителей, как, например, у Колосса, Петра Распутина, – к Г. Е. Распутину).
После смены имиджа в 1970-х гг. Вдова реже появлялась в комиксах про Мстителей, присоединилась к организации «Щ.И.Т.» (S.H.I.E.L.D.) в качестве секретного агента, а также надолго стала партнёром супергероя Сорвиголовы. Вдову и Сорвиголову объединяли не только общие приключения, но и романтические отношения, и Романова со временем стала постоянным персонажем комиксов о Сорвиголове и ассоциировалась именно с этим героем. В течение 1980–1990-х гг. Вдова периодически появлялась в комиксах как партнёр Сорвиголовы, соратница Мстителей и агент «Щ.И.Т.». В 1999 г. вышла первая сольная мини-серия Чёрной Вдовы, в которой важную роль сыграла новая соперница супергероини – Елена Белова, также прошедшая подготовку по программе советских спецслужб и претендующая на позывной Романовой. После нескольких стычек на страницах комиксов героини стали союзницами. На протяжении следующих 20 лет Чёрная Вдова значительно чаще появлялась на страницах комиксов Marvel – как сольно, так и в сериях, связанных с различными составами команды Мстителей.
В 2000 г. издательство Marvel запустило линейку комиксов «Ultimate Marvel», ориентированную на новое поколение читателей. В рамках серии истории об известных героях и злодеях издательства перезапускались и актуализировались. «Ultimate Marvel» стала динамичным и менее запутанным ремейком вселенной Marvel. В этой серии Чёрная Вдова была выведена на передний план и почти с самого начала входила в состав отряда «Алтимейтс» – аналога команды «Мстители» из основной вселенной комиксов. Другим значительным отличием данной версии персонажа было то, что Вдова оказывалась предателем и саботировала деятельность «Алтимейтс».
Влияние
Попытки экранизировать комиксы о Чёрной Вдове предпринимались ещё в 1975 г., когда актриса Э. Боуи, супруга британского певца и композитора Д. Боуи, приобрела у Marvel права на создание телесериала о Романовой и Сорвиголове. Чтобы убедить телеканалы профинансировать проект, Боуи провела фотосессию в костюмах главных героев, но этого оказалось недостаточно, и проект не получил поддержки. В следующий раз к идее вернулись в 2004 г., когда кинокомпания Lionsgate приобрела права на персонажа у Marvel и назначила Д. Хейтера на пост сценариста и режиссёра. Хейтер уже работал над финальным вариантом сценария, когда в 2006 г. получил сообщение от Lionsgate о том, что проект отменяется. После этого права на Чёрную Вдову вернулись в компанию Marvel, где уже работали над собственным кинопроизводством (Cronin. 2014).
Дебютировать в киновселенной Marvel Чёрная Вдова должна была в фильме «Железный человек 2» («Iron Man 2», 2010, режиссёр Дж. Фавро), и первоначально на роль рассматривали актрису Э. Блант. Блант не смогла принять участие в съёмках из-за занятости в других проектах, и роль предложили американской актрисе датского происхождения С. Йоханссон. Поскольку фильм «Мстители» («The Avengers», 2012, режиссёр Дж. Уидон) был частично вдохновлён серией комиксов «Алтимейтс», Чёрная Вдова входила в первоначальный состав команды. Всего супергероиня в исполнении Йоханссон появилась в 9 фильмах киновселенной, включая сольную картину «Чёрная вдова» («Black Widow», 2021, режиссёр К. Шортланд). В последней дебютировал и персонаж Елена Белова в исполнении британской актрисы Ф. Пью. Поскольку контракт Йоханссон с киностудией Marvel завершился, в будущих фильмах и сериалах киновселенной роль Чёрной Вдовы будет играть уже другая актриса в образе Елены Беловой.