Голицын Александр Николаевич
Голи́цын Алекса́ндр Никола́евич [8(19).12.1773, Москва – 22.11(4.12).1844, имение Гаспра в Ялтинском уезде Таврической губернии, ныне посёлок городского округа Ялта Республики Крым], князь, российский государственный деятель, действительный тайный советник 1-го класса (1841), почётный член Петербургской АН (1826). Из рода Голицыных.
С 1783 г. воспитывался в Пажеском корпусе, где сдружился с великими князьями Константином Павловичем и Александром Павловичем (будущим императором Александром I), зачислен в пажи Александра Павловича (1791–1793).
Молодые годы
С 1794 г. поручик лейб-гвардии Преображенского полка. Действительный камергер (с 1797). С 1799 г. в отставке, выслан императором Павлом I в Москву.
Вновь принят на службу при императоре Александре I. Обер-прокурор 1-го департамента Сената (1802/1803–1803).
Во главе Синода
Обер-прокурор Синода [21 октября (2 ноября) 1803 – 24 октября (5 ноября) 1817]. Статс-секретарь Его Императорского Величества (с 1803). Получил от императора право непосредственного доклада (в то время как члены Синода были лишены этого права). В 1804 г. ввёл новый порядок прохождения дел через Синод, поставив задачу сосредоточить в своей канцелярии практически все дела церковного управления. В 1805 г. установил новый порядок назначения членов Синода: архиереи поочерёдно вызывались в Санкт-Петербург и присутствовали в Синоде до особого распоряжения об их возвращении. Само звание члена Синода сохранялось только за первоприсутствующими и теми, кому это звание пожаловал император. В 1807 г. епархиальным архиереям было предписано доносить в канцелярию обер-прокурора обо всех важных делах в епархиях. Архиереи должны были лично отчитываться перед ним о состоянии дел в епархиях, секретари духовных консисторий – посылать донесения в Синод. Стал первым обер-прокурором, получившим решающий голос в Синоде. Неоднократно выражал сожаление, что высшие административные должности в Церкви занимают монашествующие, а не представители белого духовенства.
В 1807 г. включён в состав Комитета об усовершенствовании духовных училищ, который в 1808 г. преобразован в Комиссию духовных училищ, подчинённую непосредственно обер-прокурору Синода. Под руководством Голицына в 1808–1814 гг. проведена реформа духовных учебных заведений.
В 1807–1810 гг. член Комитета по реформированию управления Католической церковью в России.
В 1808 г. сопровождал Александра I во время встречи с императором Наполеоном I в Эрфурте. Управляющий придворной частью (временно в 1809; 1810–1819; временно в 1823–1824, июне – октябре/ноябре 1824, 1824–1826).
В 1810–1817 гг. возглавил Главное управление духовных дел разных исповеданий. Представлял интересы неправославного духовенства, участвовал в разрешении межконфессиональных противоречий, подготовке законопроектов по управлению инославными церквами.
Член Государственного совета (с 1810), в 1810–1816 гг. присутствующий в его Департаменте гражданских и духовных дел. Сенатор (1812–1842).
Исправляющий должность министра народного просвещения (1816–1817).
Во главе Министерства духовных дел и народного просвещения
Возглавил созданное «двуединое» Министерство духовных дел и народного просвещения [24 октября (5 ноября) 1817 – 15 (27) мая 1824], призванное, среди прочего, руководить делами религиозного и светского просвещения, «дабы христианское благочестие было всегда основанием истинного просвещения» (Полное собрание законов Российской империи. Собрание 1-е. СПб., 1830. Т. 34. № 27106. С. 814). К новому министерству перешли функции Синода, Министерства народного просвещения, а также Главного управления духовных дел иностранных исповеданий. В подчинении Голицына оказалась духовная и светская цензура.
Либеральный цензурный устав 1804 г. оставался в силе, но негласным распоряжением Голицына были приняты меры к недопущению в печати «никаких мыслей и правил, не терпимых ныне правительством» (Шильдер Н. К. Император Александр Первый. Т. 4. Санкт-Петербург, 1905. С. 301), к пресечению «безбожничества, неверия и неблагочестия… революционной необузданности, мечтательного философствования» (Шильдер. Император Александр Первый ... С. 301) – даже если ранее подобные идеи были пропущены цензурой. В то же время попытка в 1819 г. ввести в Московском университете богословский факультет натолкнулась на сопротивление Синода и потерпела неудачу.
В 1817–1824 гг. возглавлял также Комитет опекунства израильских христиан, занимавшийся делами крещёных евреев. В 1817–1821 гг. одновременно исполнял обязанности попечителя Виленского учебного округа, содействовал развитию польской культуры и распространению Библии на польском языке, созданию школ с обучением польской грамоте.
В августе – ноябре 1819 г. временно управлял Министерством внутренних дел. Главноначальствующий над Почтовым департаментом (1819–1842).
Вопреки позиции Александра I, связанного договорами Священного союза, призывал поддержать единоверных греков, начавших революцию в 1821 г.
Деятельности Голицына противостояла церковная и государственная оппозиция, возглавляемая митрополитом Санкт-Петербургским Серафимом (Глаголевским), архимандритом Фотием (Спасским), графом А. А. Аракчеевым, А. С. Шишковым, М. Л. Магницким, Ф. П. Уваровым. Иерархи были недовольны подчинением Синода «двуединому» министерству. Министра обвиняли в крайнем либерализме, потворстве распространению атеизма и вольнодумства, насаждении обскурантизма и разгроме университетов, в «нерадении» ко благу господствующей Церкви, в том, что он содействовал публикации несовместимых с православием мистических брошюр. Наиболее резкой была позиция архимандрита Фотия, который в 1824 г. предал Голицына анафеме (чего не имел права делать) за оскорбление Церкви и императора. Голицын вышел в отставку, при этом сохранил личное расположение императора Александра I, а затем и императора Николая I.
Член Следственной комиссии по делу декабристов 1825–1828 гг.
С 1830 г. канцлер российских орденов.
В феврале – августе/сентябре 1839 г. временно председательствовал в Общем собрании Государственного совета.
27 марта (8 апреля) 1842 г. уволен от всех занимаемых должностей; 1(13) мая император Николай I восстановил его членство в Государственном совете. С 10(22) июня в бессрочном отпуске.
Религиозные воззрения
Увлекался мистицизмом. Выступал за сближение христианских конфессий, высказывал идеи «универсального христианства». В марте 1812 г. поддержал ходатайство английского пастора Дж. Петерсона об открытии в России Библейского общества (с 1814 Российское библейское общество), разработал его устав [6(18) декабря 1812 утверждён императором Александром I], избран президентом общества (1813). Способствовал изданию и распространению книг мистического содержания, покровительствовал журналу «Сионский вестник» и различным мистическим обществам. В то же время в 1815/1816 г. по представлению Голицына орден иезуитов был выслан из Санкт-Петербурга и Москвы, его учебные заведения были закрыты. Будучи председателем Человеколюбивого общества (с 1816), содействовал организации при нём медико-филантропического отделения, участвовал в создании Попечительного о тюрьмах общества, Общества попечения о бедных, приюта для неизлечимо больных.
Автор работы «Мнения о разности между Восточной и Западной церковью, с историей разделения их» (опубликована в 1870), содержащей рассказ об обстоятельствах разделения церквей в 11 в. и мнения трёх священнослужителей Русской православной церкви по этому вопросу. Находился в доверительных отношениях с сардинским посланником в России, философом и литератором Ж. де Местром.
Действительный член Российской академии (1806), почётный член Общества любителей российской словесности (1816), Общества истории и древностей российских (1817), Московского общества сельского хозяйства (1818).
Награждён орденами Святой Анны 1-й степени (1804), Святого Александра Невского (1814), Святого Владимира 1-й степени (1826), Святого Андрея Первозванного (1826; алмазными знаками к нему – 1828), Белого Орла (1831), Святого Станислава 1-й степени (1831) и др., а также прусскими орденами Красного Орла (1808) и Чёрного Орла (1842).
Похоронен в Балаклавском во имя великомученика Георгия Победоносца мужском монастыре в Севастополе.