Быкова Римма Александровна
Бы́кова Ри́мма Алекса́ндровна (5.5.1926, Севастополь – 11.4.2008, Москва), российская актриса, народная артистка РСФСР (1988).
В 1943 г. училась в студии при Драматическом театре в г. Сталино (ныне Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М. М. Бровуна; в годы Великой Отечественной войны эвакуирован в Андижан Узбекской ССР), с этого же года состояла в труппе театра (Майя Берест – «Платон Кречет» А. Е. Корнейчука, 1943).
В 1944 г. участница фронтовой концертной бригады (исполняла песни, скетчи, читала рассказы), работала в Одесском театре юного зрителя имени Н. А. Островского (ныне Одесский театр юного зрителя имени Ю. Олеши).
В 1944–1950 гг. в Театре Одесского военного округа (ныне Львовский академический драматический театр имени Леси Украинки), среди ролей: Тоня («Старые друзья» Л. А. Малюгина), Санька («Интервенция» Л. И. Славина), Степанида («Варвары» М. Горького).
По окончании экстерном Одесского театрально-художественного училища (педагог Б. Н. Норд), в 1950–1951 гг. играла в Киевском театре транспорта.
В 1951–1952 гг. работала в Дагестанском русском драматическом театре имени М. Горького, в 1952–1953 гг. – в Русском драматическом театре имени М. Ю. Лермонтова (Грозный), в 1953–1955 гг. – в Сталинградском областном драматическом театре (ныне Волгоградский государственный Новый экспериментальный театр). Среди ролей в этот период: донья Инесса («Хитроумная влюблённая» Лопе де Веги), Гоней («Глубокие корни» Дж. Гау, А. д’Юссо), Марья Антоновна («Ревизор» Н. В. Гоголя), Герда («Снежная королева» Е. Л. Шварца по мотивам сказки Х. К. Андерсена), Лидочка («Свадьба Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина), Абигайль («Стакан воды» Э. Скриба).
С 1955 г. в Ленинградском государственном театре имени Ленинского комсомола [ныне санкт-петербургский театр-фестиваль «Балтийский дом»; Настя Ковшова («Первая весна» С. А. Радзинского по «Повести о директоре МТС и главном агрономе» Г. Е. Николаевой, 1955), Нелли («Униженные и оскорблённые» по роману Ф. М. Достоевского, 1956), Лёля («Фабричная девчонка» А. М. Володина, 1957), Зина Пращина («Маленькая студентка» Н. Ф. Погодина, 1959) и др.].
В 1964 г. в труппе Ленинградского государственного театра имени Ленсовета (сыграла роль старухи Гусаковой в спектакле «Жили-были старик со старухой» по сценарию Фрида и Дунского, 1964).
В 1965–1992 гг. в Московском драматическом театре имени К. С. Станиславского [Анна («Анна» М. А. Ганиной, 1965), Казачка («Однажды в двадцатом» Наума Коржавина, 1967), Каренина («Живой труп» Л. Н. Толстого, 1968), Лариса Николаевна («Ещё не вечер» А. Д. Кутерницкого, 1974), пани Яворская («Мелодия для павлина» О. Заградника, 1979), Роза («Ул. Шолом-Алейхема, д. 40», 1985, премия фестиваля «Московская театральная весна – 87»), Гронина («Четыре допроса», 1988; обе пьесы – А. З. Ставицкого), пани Евгения («Танго» С. Мрожека, 1988)].
Поставила в этом театре спектакли «Смех лангусты, или Игра о Саре Бернар» Дж. Маррелла (1986, совместно с М. Б. Янушкевичем, руководитель постановки А. Г. Товстоногов; исполнила роль Сары Бернар), «Привидения» Г. Ибсена (1990, сыграла роль фру Елены Альвинг).
С 1988 г. сотрудничала с московским театром «Сфера» (в 1992–2007 в труппе этого театра; ныне Московский театр «Эрмитаж»). Исполнила роли: Мод («Гарольд и Мод» К. Хиггинса и Ж.-К. Каррьера, 1988), Марфы Ивановны Громовой («Люди и страсти» М. Ю. Лермонтова, 2000), госпожи Демерморт («Приглашение в замок» Ж. Ануя, 2005).
Актриса яркого драматического дарования, проникновенного лиризма, сочетающихся с филигранной техникой; при внешней хрупкости и неброскости, используя прозрачные краски, Быкова создавала убедительные женские образы высокой нравственной чистоты и внутренней силы. «Надтреснутый», вибрирующий голос актрисы, особая интонация придавали объём и глубину портретам её героинь.
С конца 1970-х гг. выступала с концертными программами (моноспектакли, литературные композиции), среди них: театрализованная ода «Истины» по произведениям Горького и П. Неруды, «Маленькие комедии» по пьесам «Телефон» и «Тема с вариациями» О. А. Кучкиной, спектакль-концерт «Жизнь трагической актрисы Пелагеи Стрепетовой» (композиция В. Г. Лескова по письмам и сценическим монологам П. А. Стрепетовой, режиссёр Е. Д. Табачников), «Весь мир – театр...» по пьесам У. Шекспира, «Евгения Ивановна» по повести «Evgenia Ivanovna» Л. М. Леонова, «Пушкин. Поэзия и проза» (к 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина), «Театрализованный литературный вечер» по произведениям Леонова (к 100-летию со дня рождения автора).
В кино с 1955 г. Среди фильмов и телефильмов: «Дело Румянцева» (соседка по палате в больнице, 1955), «Чужая родня» (секретарша на машинно-тракторной станции; оба – 1955), «День за днём» (Марья Никитична Пронина, 1971–1972), «Дневной поезд» (Елизавета Михайловна, мать Веры, 1976), «Эти непослушные сыновья» (Ермакова, 1976), «Осенняя история» (Ольга Денисовна, учительница литературы, 1979), «Клоун» (Нора Пермитина, 1980), «Грибной дождь» (Полина Викентьевна, 1981), «Под знаком Красного креста» (Анастасия Ивановна, 1987).
Снялась в телеспектаклях: «Прощай, Гульсары!» по одноимённой повести Ч. Т. Айтматова (1968), «Неравный бой» по пьесе В. С. Розова (1981), «Новеллы Константина Паустовского. Дождливый рассвет» (новелла «Снег» по рассказу К. Г. Паустовского, 1964), «Светлая» (1971) и др.
Награждена орденом Почёта (2002).
Муж – сценограф Виктор Григорьевич Лесков (1927–2004).