Николаева Галина Евгеньевна
Никола́ева Гали́на Евге́ньевна (настоящая фамилия Волянская) [5(18).2.1911, деревня Усманка, Томский уезд, Томская губерния, ныне Томская область – 18.10.1963, Москва], русская писательница.
Родилась в семье юриста. Окончила Горьковский медицинский институт (1935). В годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. – военный врач. С 1945 г. жила в Москве.
Начала публиковаться как поэт в 1939 г. Первые поэтические сборники: «Стихи» (1945), «Сквозь огонь» (1946). Как прозаик дебютировала рассказом «Гибель командарма» (1945), описывающим гибель госпитального судна. Впечатления от поездки в качестве корреспондента «Литературной газеты» по колхозам Горьковской области (1947) легли в основу романа «Жатва» [с цензурными сокращениями опубликован в 1950, Сталинская премия, 1951; полностью опубликован в 1981; инсценировка под названием «Василий Бортников» (другое название – «Высокая волна»), в соавторстве с С. А. Радзинским, 1952; фильм «Возвращение Василия Бортникова», 1953 (киносценарий в соавторстве с Е. И. Габриловичем, режиссёр В. И. Пудовкин)], в духе социалистического реализма повествующего о послевоенном восстановлении колхозов. В русле господствующих идеологических установок – «Повесть о директоре МТС и главном агрономе» (1954; экранизирована под названием «В степной тиши» в 1959) об освоении целины, вместе с тем повести присущ углублённый психологизм в изображении человеческих отношений.
Наиболее значительное сочинение – роман «Битва в пути» (1957; 2-я редакция – 1959; экранизирован в 1961), воссоздающий жизнь советского общества периода «оттепели», в котором затрагивалась проблема негативных последствий культа личности И. В. Сталина; важное место в романе занимает психологически разработанная любовная интрига. Фольклорными мотивами проникнут цикл новелл «Рассказы бабки Василисы про чудеса» (1962).
Последние годы Николаева работала над романом о советских физиках «Сильное взаимодействие» (не окончен; опубликована глава «Я люблю нейтрино», 1964), а также над книгой о природе «Наш сад» (опубликована в 1964) в традициях лирической прозы М. М. Пришвина.