Стрепетова Полина Антипьевна
Стре́петова Поли́на Анти́пьевна (Пелагея Антипьевна Стрепетова) [4(16).10.1850, Нижний Новгород – 4(17).10.1903, Санкт-Петербург], российская актриса.
Театрального образования не получила. Сценическую деятельность во 2-й половине 1860-х гг. начала в провинции. В 1872 г. триумфально дебютировала в Казани в труппе П. М. Медведева (Аннета – «Семейные расчёты» Н. И. и Н. Н. Куликовых). Весной 1873 г. впервые играла в Москве (Общедоступный театр Ф. М. Урусова и С. В. Танеева). В 1870-х – начале 1880-х гг. на различных провинциальных и столичных сценах (в том числе в 1876 участвовала в бенефисе Е. М. Левкеевой в Александринском театре). На эти годы пришёлся высший взлёт искусства Стрепетовой. В современной бытовой драме она воскрешала важнейшие черты подлинно трагического театра. Основные роли строила на трагическом угасании стихийных порывов. Гибель её героинь воспринималась как неотвратимая, и это сообщало её игре пафос сострадания и протеста. Вершинами творчества стали образы Катерины и Марьи Андреевны («Гроза» и «Бедная невеста» А. Н. Островского). Начиная роль со счастливого, безоблачного веселья, Стрепетова постепенно доводила героиню до крайней степени отчаяния. Свободу и лёгкость перевоплощения сочетала с импровизацией в мизансценах и речевом рисунке. Великолепно владела стихотворной речью. В 1881–1890 гг. играла в Александринском театре, однако скоро выявились резкие противоречия с руководством, усугублявшиеся прямым и резким характером актрисы. Даже успех в старых ролях и удачное выступление в некоторых новых (Степанида – «Около денег» В. А. Крылова по роману А. А. Потехина; Кручинина – «Без вины виноватые» Островского; Анна Петровна – «Иванов» А. П. Чехова) не смогли предотвратить её отставки. В 1890-е гг. гастролировала в провинции и играла на частных сценах столиц. В 1895–1896 гг. в театре А. С. Суворина (Матрёна – «Власть тьмы» Л. Н. Толстого). Сезон 1899/1900 г. в Александринском театре, где получила роли Кручининой («Без вины виноватые»), Валуновой («Закат» А. И. Южина-Сумбатова), Кауровой («Завтрак у предводителя» И. С. Тургенева). Осталась в истории русского театра как одна из величайших трагических актрис.