Каража
Каража́ (carajás, karajá; на языках тупи – большая обезьяна, самоназвание – yña, iny – мы), индейский народ в Бразилии (штаты Токантинс, Пара, крайний северо-запад штата Гояс и крайний восток штата Мату-Гросу).
Живут в 29 поселениях, делятся на собственно каража (о. Бананал и прилегающие берега реки Арагуая), жавае (восточное побережье о. Бананал) и северных каража, или шамбиоа, ишимбиоа, ирару маанду (правый берег реки Арагуая, севернее о. Бананал). Общая численность около 6,2 тыс. человек, из них собственно каража составляют 4,4 тыс. человек (2020, оценка SESAI), жавае – 1,5 тыс. человек (2020, оценка SESAI), северные каража – 0,3 тыс. человек (2014, оценка SESAI). Говорят на изолированном языке каража, входящем в языки макро-же, с диалектами каража, жавае и шамбиоа. Различаются мужской и женский регистры. Свыше 70 % владеют португальским языком. Около 60 % каража – христиане (католики и протестанты), остальные сохраняют традиционные верования.
Первые контакты с пришлым населением с конца 17 в., постоянные – с начала 18 в. По культуре близки с соседним тупиязычным тапирапе. Враждовали с шаванте, шеренте, каяпо и тупиязычными ава-каноэйрос.
Традиционная культура типична для индейцев тропических лесов Южной Америки. Занимаются рыболовством (основное занятие), ручным подсечно-огневым земледелием (выращивают горький и сладкий маниок, кукурузу, фасоль, тыквы, арбуз, арахис, табак, хлопок), охотой (добыча перьев для украшений); собирательство утрачивает значение. Изготовляли долблёные лодки длиной до 10 м. В качестве приправы к пище применяли золу и перец; практиковалась геофагия (употребление в пищу почвы, золы и горных пород – глины, мела).
Развиты плетение (среди мужчин и женщин), гончарство (в том числе расписная и фигурная керамика), изготовление глиняных расписных мужских и женских статуэток (среди женщин), украшений из перьев (в основном среди мужчин). Во время рыболовного промысла в сухой период расселяются малыми семьями в хижинах на реке, в сезон дождей живут в поселениях, занимаясь земледелием.
Поселения рядовой планировки, вытянуты вдоль берега. Деревней управляют представители больших материнских семей во главе с наследственным вождём («капитаном»). Мужчины объединялись в три ритуальных мужских общества, собиравшиеся в мужском доме; женщинам вход туда был запрещён. Как и у же, большинство браков заключается с дочерью сестры отца и дочерью брата отца. Система терминов родства генерационного типа в поколении говорящего и бифуркативного – в первом восходящем и нисходящем поколениях. На смену традиционным терминам родства приходят описательные конструкции. Счёт родства параллельный: сын наследует отцу, дочь – матери. Брак уксорилокальный. Жилище прямоугольное.
До 1920–1930-х гг. одеждой служил шнурок для пениса у мужчин и передник у женщин. И мужчины, и женщины делали на щеках татуировку (в основном в форме кругов), длинные до плеч волосы заплетали в косы. Женщины носили деревянные или кварцевые вставки в ушах. В 7–8 лет мальчиков принимали в мужской дом, подвергая их процедуре бичевания и вставляя им в нижнюю губу первую лабретку. В возрасте 8–10 лет волосы коротко стригли, макушку выбривали и красили в красный цвет и наносили татуировку на лицо. Особенно мужественные воины (воли) имели рубцы поперёк груди.
Важнейшие церемонии – ежегодные инициации мальчиков (Хетооки); праздники, связанные с повышением и понижением уровня воды в реке Арагуая: в сухой сезон – танцы с масками (Идиасо; маски затем сжигаются); в сезон дождей – мужской праздник в честь предков. Музыкальные инструменты – сигнальные барабаны с корпусом из бамбука или высушенной бутылочной тыквы; ритуальные натуральные трубы, которые не должны слышать женщины, фрикционные инструменты из панциря черепахи (звук извлекают руками). Известен миф о появлении предков каража из-под земли. Умершего заворачивали в его подстилку, украшали перьями и клали в яму на помост, под которым ставили сосуды с едой и чичей; могилу засыпали, сверху ставили навес; через некоторое время кости откапывали и помещали в глиняную урну.
С начала 1970-х гг. бразильское правительство осуществляет программу двуязычного (каража / португальский язык) образования среди каража. Территория каража в 1990-х гг. получила официальный охранный статус (Индейская территория тапирапе / каража, Индейский парк Арагуая и др.). Каража создали две общественные организации – «Ассоциацию деревни Санта-Изабел-ду-Морру» (штат Токантинс; Associação da Comunidade Indígena Karajá de Santa Isabel do Morro, ACISIM) и «Ассоциацию деревни Каража-ди-Аруанья» (штат Гояс; Associação da Aldeia Karajá de Aruanã, AAKA).