Пьер-Огюстен Карон де Бомарше и справедливость авторского вознаграждения
Пьер-Огюстен Карон де Бомарше и справедливость авторского вознаграждения. Драматург и публицист П.-О. Бомарше внёс огромный вклад в защиту имущественных прав авторов, систематизировав порядок выплаты авторского вознаграждения.
«Комеди Франсез», созданный в 1680 г. путём слияния ранее известных театров («Бургундский отель», «Серебряный отель», «Пале-Рояль»), стал своеобразным монополистом в театральном деле. «Внутренняя кухня» была организована так, что все актёры претендовали на долю от доходов театра. При таком раскладе денег для выплаты вознаграждения авторам практически не оставалось, поскольку актёры сами вели бухгалтерию, а авторское вознаграждение выплачивалось после исчисления всех расходов на постановку, что позволяло актёрам корыстно их завышать. Это несправедливое отношение отразилось в решениях попечительской палаты – высшего органа управления «Комеди Франсез»: «В случае, если постановка пьесы требует серьёзных расходов, мы будем следовать в отношении доли автора правил, установленных на предыдущих двух общих собраниях, но при этом доходы администрации должны вдвое превышать обычную фиксированную сумму, а также покрывать ежедневные превышающие норму (150 ливров) расходы» (26 апреля 1683) (Чуковская. Право творчества. Geneva, 2017. С. 53). К тому же в 1697 г. попечительская палата регламентировала следующее правило: репертуар театра формируется из мнения актёров о пригодности произведений для публики. Для предоставления произведения на суд генеральной ассамблеи авторам необходимо было получить рекомендацию нескольких актёров труппы. Рекомендованная актёрами пьеса читалась на заседании генеральной ассамблеи в присутствии автора, однако после прочтения, когда автор удалялся, актёры принимали решение простым большинством голосов об утверждении или отклонении произведения. Единственным безоговорочным правом авторов оставалось распределение ролей при принятии труппой произведения для постановки.
Воспользовавшись тем, что в 1775 г. в «Комеди Франсез» шёл спектакль «Севильский цирюльник», поставленный по его одноимённой пьесе, Бомарше потребовал для себя справедливого вознаграждения. Театр попытался откупиться взяткой размером в 4506 ливров, однако драматург отказался – его интересовал не размер вознаграждения, а способ его вычисления. После нескольких неудачных попыток истребовать развёрнутую ведомость с порядком исчисления авторского вознаграждения Бомарше, наконец, получил от интенданта «Комеди Франсез» подробный счёт, в котором отражались завышения расходов актёрами и отсутствие учёта некоторых статей доходов. После своеобразного перемирия актёров и драматургов 17 марта 1780 г. было вынесено постановление королевского двора, в котором вновь ущемлялись права авторов. Проект постановления актёры готовили втайне, солгав, что его условия согласованы с драматургами. Бомарше был в ярости, в отчёте о положении французских драматургов он написал: «Да, вы правы, слава притягательна; однако при этом забывают о том, что, для того, чтобы пользоваться славой всего один год, природа требует, чтобы мы обедали 365 раз в году; и если воин, государственный деятель не краснеет, получая благородное вознаграждение за свои услуги, требуя присвоения ему более высокого чина, позволяющего получать более высокое жалование, то почему сын Аполлона, любимец муз, вынужден вести бесконечные расчёты со своим булочником и пренебрегать расчётами с комедиантами?» (Чуковская Право творчества. С. 57).
После долгих тяжб 12 мая 1780 г. вышло новое постановление, которое предусматривало сохранение права на авторское вознаграждение при возобновлении постановки, а также гарантию выплаты гонорара наследникам в случае смерти автора до тридцатого представления его пьесы.