Пьер-Огюстен Карон де Бомарше и первое авторское общество
Пьер-Огюстен Карон де Бомарше и первое авторское общество. Бесконечные тяжбы П.-О. Бомарше с французским сообществом актёров-монополистов «Комеди Франсез» в итоге привели драматурга к мысли о том, что при объединении с другими авторами их борьба за правовое положение станет эффективнее.
27 июня 1777 г. Бомарше призвал авторов к объединению, процесс которого, однако, осложнялся большим количеством недомолвок между авторами, которые зачастую ставили ультиматумы и отказывались «сидеть за одним столом с …». После многочисленных попыток примирить капризных авторов, 3 июля 1777 г. Бомарше удалось созвать первые «генеральные штаты» драматургов (так в письме к Бомарше это собрание именует Н. де Шамфор. – Loménie L. de. Beaumarchais et son temps : études sur la société en France au XVIIIe siècle ... T. 2. Paris, 1880. P. 27–29).
В общество вошли 23 драматурга, из которых были выбраны четверо старшин, занимавшие свой пост пожизненно, – Бомарше, Б.-Ж. Сорен, М.-Ж. Седен и Ж.-Ф. Мармонтель. Изначально главной целью объединения драматургов было решение финансового вопроса, в частности – выработка метода расчёта авторского вознаграждения. Впоследствии же их деятельность вышла на уровень коллективной защиты авторских прав. Объединившись, авторы добились признания исключительных прав на собственные произведения в течение всей жизни и 5 лет после смерти.
В одной из своих петиций в Национальную Ассамблею Бомарше писал: «По сравнению с другими видами собственности: результатом производства, даром, покупкой или наследованием, – собственность автора наиболее очевидна, поскольку происходит от него самого, а не передается от других лиц, она выходит из мозга автора, как Минерва в полном воинском облачении вышла из головы Юпитера. Что же говорят директора спектаклей? То, что родилось в вашей голове – это ваше, но вам оно не принадлежит» (Чуковская. Право творчества. Geneva, 2017. С. 58).
Объединение драматургов разработало регламент собственного общества, направило его Ж.-Б. де Дюрфору (герцогу де Дюра); первоначальное официальное название «Бюро по драматическому законодательству» впоследствии было изменено на «Общество драматических авторов и композиторов» [Société des auteurs et compositeurs dramatiques (SACD), 1829].
Воплотив простую, но эффективную в борьбе за права авторов идею, Бомарше стал примером, давшим начало развитию других объединений. О. де Бальзак, Ж. Санд, В. Гюго, А. Дюма в 1838 г. организовали Французское общество литераторов [Société des gens de lettres de France (SGDL)], объединившись для борьбы не только за имущественные, но и за моральные права авторов. Зачастую произведения литераторов перерабатывались третьими лицами без основательного на то разрешения, что в конечном счёте лишало авторов права на вознаграждение. Общество поставило себе цель решить проблему литераторов по примеру Бомарше и справилось со своей задачей. В конце 19 – начале 20 вв. по образу и подобию французских авторских обществ стали создаваться аналогичные организации во многих странах мира. В России, например, 29 ноября (11 декабря) 1870 г. по инициативе А. Н. Островского учредили Собрание русских драматических писателей, а на его основе 21 октября (2 ноября) 1874 г. – Общество русских драматических писателей, ставшее первым в истории России авторско-правовым обществом со своим уставом. В него вошёл 81 автор, в том числе А. К. Толстой, И. С. Тургенев, Г. П. Данилевский, Н. С. Лесков, председателем был избран сам Островский. 21 октября (2 ноября) 1875 г. к Обществу присоединились композиторы во главе с Н. А. Римским-Корсаковым, и связанное с этим переименование в Общество русских драматических писателей и оперных композиторов сделало его почти полным тёзкой организации, учреждённой Бомарше (Чуковская. Право творчества. С. 177).