Богатырёв Юрий Георгиевич
Богатырёв Ю́рий Гео́ргиевич (2.3.1947, Рига – 2.2.1989, Москва), российский актёр, народный артист РСФСР (1988).
Учился в Московском высшем художественно-промышленном училище, затем во Всесоюзной творческой мастерской эстрадного искусства. По окончании Театрального училища имени Б. В. Щукина (педагог Ю. В. Катин-Ярцев) – в 1971–1977 гг. в московском театре «Современник». Среди ролей: Янус («Свой остров» Р. Каугвера), Священник («Тоот, другие и майор» И. Эркеня), Карандашов («Валентин и Валентина» М. М. Рощина, все – 1971), Сержант («Как брат брату» Д. Рейба, 1972), работник отдела кадров («Погода на завтра» М. Ф. Шатрова, 1973), Сёмин («Четыре капли» В. С. Розова, 1974), Герцог Орсино («Двенадцатая ночь» У. Шекспира, 1975), Лопахин («Вишнёвый сад» А. П. Чехова, 1976).
С 1977 г. в Московском Художественном академическом театре. Роли в постановках А. В. Эфроса: Клеант («Тартюф» Мольера, 1981), Каренин («Живой труп» Л. Н. Толстого, 1982). Среди ролей в постановках О. Н. Ефремова: член ЦК РКП (б) и Совнаркома («Так победим!» М. Ф. Шатрова, 1981), Тригорин («Чайка» А. П. Чехова), Полуорлов («Старый Новый год» М. М. Рощина, обе – ввод в 1983), Фёдор Иванович («Чокнутая» А. И. Гельмана, 1986), Юрик (1987) и Табак (1988) – «Перламутровая Зинаида» Рощина. Среди других ролей: Фурманов («Мятеж» по Д. А. Фурманову, 1977), Алексей Турбин («Дни Турбиных» М. А. Булгакова, 1968, ввод в 1978), Зибенгар («Возчик Геншель» Г. Гауптмана, 1981), Илья Николаевич Ульянов («Путь» А. О. Ремеза, 1981), учитель Киро («Попытка полёта» Й. Радичкова, 1984).
Дебют в кино – роль чекиста Егора Шилова, главного героя истерна «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974, режиссёр Н. С. Михалков), – принёс актёру широкую популярность. Богатырёва начали приглашать на роли мужественных и смелых парней («Там, за горизонтом», 1975; «Когда-то в Калифорнии», «Мартин Иден», оба – 1976). Но после роли отрицательного персонажа – Михаила Ромашова – в фильме «Два капитана» (1976), которая принесла ещё больший зрительский успех, режиссёрам и публике стало ясно, что актёру ближе острохарактерные краски. Богатырёву удавались или роли неуверенных в себе, чуть наивных интеллигентов, при кажущейся неприспособленности к жизни сохраняющих внутреннюю стойкость и твёрдость духа («Объяснение в любви», «Открытая книга», оба – 1977; «Мой папа – идеалист», 1980; «Две строчки мелким шрифтом», 1981; «Время для размышлений»; «Нежданно-негаданно», оба – 1982), или гротесковые, подчас карикатурные образы инфантильных добродушных дураков («Неоконченная пьеса для механического пианино», 1976; «Отпуск в сентябре», 1979; «Родня», 1981; «Уникум», 1983; «Мёртвые души», 1984; «Очи чёрные», 1987).
Крупной творческой удачей Ю. Г. Богатырёва стал психологически сложный образ Штольца («Несколько дней из жизни И. И. Обломова», 1979) – человека одновременно искреннего и закрытого, порядочного и расчётливого.
Начиная с фильмов «Кое-что из губернской жизни» (1983), «Чужая жена и муж под кроватью» (1984) в игре Ю. Г. Богатырёва проявились черты однообразной бурлескной манерности, превратившиеся в постоянную маску, от которой актёр не мог освободиться и в серьёзных драматических ролях («Доченька», 1987; «Презумпция невиновности», «Полёт птицы», оба – 1988).
Возвращение в близкую для него живую острохарактерную стихию произошло в последней комедийной роли (король – «Дон Сезар де Базан», 1989).
Ю. Г. Богатырёв увлекался живописью; писал портреты, шаржи на коллег. В 2012 г. вышла книга «Юрий Богатырёв: альбом графики».
О Богатырёве поставлены документальные фильмы: «Большой-большой ребёнок» (режиссёр Ю. Нехай, 2007), «Юрий Богатырёв. Украденная жизнь» (режиссёр М. Ананьев, 2017) и др.