Бас-гитара
Бас-гита́ра (англ. bass guitar, electric bass guitar), струнный щипковый инструмент, басовая разновидность электрогитары.
Наиболее распространён вариант с цельным корпусом, 4 струнами, строем G – D – A1 – E1 и мензурой 34'' (864 мм). Такими параметрами отличались первая бас-гитара, созданная Л. Фендером (Fender Precision Bass, 1951), задавшая основной вектор развития бас-гитар в долгосрочной перспективе, а также более поздняя созданная им же модель Jazz Bass (1960). Последняя и в 21 в. служит основой для ряда инструментов, производящихся многими компаниями.
Fender Precision Bass, однако, не был первым в своём роде. Его появлению предшествовала цельнокорпусная бас-гитара Audiovox Model 736 Bass Fiddle, выпущенная в 1936 г. компанией П. Тутмарка Audiovox Manufacturing Company, но, опередив своё время, известности эта модель не приобрела.
Другие мастера и компании того периода при создании нового басового инструмента отталкивались от конструкции акустических гитар, мандолин и контрабасов. Проблема больших габаритов контрабаса и недостаточной его громкости в составе даже небольшого ансамбля (чему способствовала распространившаяся в среде джазовых музыкантов пальцевая техника звукоизвлечения) предъявляла новые требования к инструментам. Одной из попыток решения проблемы был акустический инструмент 1930-х гг. фирмы Regal Musical Instrument Company. Он имел корпус гитарного типа; мостик, напоминающий подставку смычковых инструментов; лады, установленные вровень с поверхностью грифа, фактически служили в качестве разметки. Снабжался шпилем для опоры, т. к. использовался при игре в вертикальном положении. Он не сильно отличался размерами от контрабаса и широкого распространения не получил. Не получила его и представленная фирмой Gibson в конце 1930-х гг. бас-гитара с электромагнитным звукоснимателем, также рассчитанная на «контрабасовое» вертикальное расположение.
1950-е и 1960-е гг. ознаменовались появлением множества фирменных вариантов бас-гитар. Ответом на цельнокорпусные инструменты Fender стали бас-гитары известных фирм, таких как Gibson и Rickenbacker. Цельный корпус не всегда был непременным условием. К примеру, наряду с цельнокорпусной моделью EB-1 (1953) в 1958 г. Gibson выпустили EB-2 c корпусом, имеющим резонансные полости, – инструмент фактически был басовой версией выпущенной в том же году электрогитары Gibson ES-335. Гитары и бас-гитары этого типа – полноценные электроинструменты, использование которых без усиления звука не предполагалось, полости же определяли тембровые и резонансные характеристики инструмента. Особую роль они играли при короткой мензуре около 30'', свойственной многим бас-гитарам того времени. Отличаясь сравнительно короткой шейкой, такие бас-гитары были удобны для обучения, а их цена удовлетворяла широкому потребительскому спросу. Однако интерес, который они вызывали в 1960–1970-х гг., заметно снизился к концу 20 в., сохранившись в среде ценителей саунда времён The Beatles. Одним из символов этого исторического периода стала бас-гитара Höfner 500/1 Violin Bass, благодаря использованию Полом Маккартни двух её модификаций. Более ранняя из них была им выбрана по финансовым соображениям, а также вследствие симметричной конструкции, позволявшей использовать её гитаристу-левше.
Борьба за рынок и заинтересованность известных музыкантов отразилась в заимствованиях разными компаниями решений друг у друга. Модель Rickenbacker 4001 (1961) стала первой бас-гитарой со сквозной шейкой, а вскоре Gibson представили модель Thunderbird (1963) с такой же особенностью конструкции, примечательную ещё и тем, что впервые бас-гитара этой фирмы приобрела мензуру 34'', называемую «длинной». Преимущества такой мензуры, уже известной по инструментам Fender, постепенно сделали Thunderbird наиболее распространённой, стандартной разновидностью бас-гитары. Однако и Fender обращались к опыту конкурентов, иногда используя короткую мензуру и резонансные полости. Примером служат такие модели бас-гитар конца 1960-х – начала 1970-х гг., как Mustang и Coronado.
Значительный вклад в развитие бас-гитар внесла в 1970-х гг. фирма Alembic, осуществившая новый подход к формированию звука и управлению им за счёт использования активной электроники, сложной конструкции инструмента, комбинаций различных сортов древесины в многослойных шейках и корпусах. Эта же фирма считается первой, создавшей полноценную 5-струнную бас-гитару – появившийся ранее вариант фирмы Fender (модель Fender Bass V, выпускалась в 1965–1971) был неудобен, имел всего 15 ладов и популярности не завоевал.
С совершенствованием бас-гитар усложнялась техника игры на них, в свою очередь диктуя различные направления развития этого инструмента. Ещё в 1960-х гг. возникли предпосылки к серийному производству безладовых инструментов благодаря тому, что Билл Уаймен (The Rolling Stones) использовал бас-гитары с удалёнными ладами. Во 2-й половине 1970-х и в 1980-х гг. эта тенденция возобладала в творчестве Джако Пасториуса. Благодаря его таланту, новаторскому звукоизвлечению, переосмыслению концепции басовой партии в целом существенно увеличилась роль бас-гитары в ансамбле. Её широкое использование в качестве солирующего инструмента, внедрение слэпа и тэппинга, комбинирование разных техник игры выдающимися бас-гитаристами (Маркус Миллер, Виктор Вутен) определили современный уровень профессионального владения этим инструментом и спектр его применения.
В последней трети 20 в. появилось множество вариантов бас-гитар с увеличенным диапазоном. Использование большего количества струн (и, реже, двойных и тройных струн), увеличение количества ладов с 21–22 до 24 стали рядовыми явлениями. Широкое распространение получили 5–6-струнные бас-гитары со строями G – D – A1 – E1 – B2 и с – G – D – A1 – E1 – B2 соответственно (строй электрогитары чаще обозначается в английской системе буквенной нотации). Для лучшего ансамблирования, богатства тембра, удобства игры в верхних позициях и более точного интонирования стали применяться удлинённые мензуры – чаще всего 35–36''. Существуют и мультимензурные варианты. Отдельную нишу занимают многострунные электроинструменты, такие как стик, разработанный Эмметом Чапменом, и созданная значительно позднее гитара Уорра. Охватывая диапазон бас-гитары и электрогитары, они открывают новые горизонты для продвинутых исполнительских техник, особенно для тэппинга. Хотя названные инструменты не относятся строго к электрогитаре либо бас-гитаре, на практике они используются преимущественно бас-гитаристами. Среди наиболее известных популяризаторов стика и гитары Уорра – Трей Ганн и Тони Левин.
В изготовлении бас-гитар применяются как традиционные для лютневидных щипковых инструментов материалы (древесина, кость, латунь, сталь), так и современные сплавы и полимеры. Материалом для корпуса часто служат различные породы дерева: ольха, красное дерево, клён, орех, ясень и их разновидности. Используются и экзотические породы – венге, бубинга, падук и др. Шейка чаще всего изготавливается из клёна, красного дерева. Как и в корпусе, в ней нередко применяются многослойные конструкции из разных пород, которые подбираются исходя из резонансных характеристик и внешней эстетики, а также с учётом сопротивляемости натяжению струн. Гриф, как правило, сделан из палисандра, клёна, чёрного дерева.