Жобин Антониу Карлос
Жоби́н Анто́ниу Ка́рлос (Antônio Carlos Jobim) (25.1.1927, Рио-де-Жанейро – 8.12.1994, Нью-Йорк; похоронен в Рио-де-Жанейро), бразильский композитор. Получил мировую известность как автор музыкальных произведений в жанре босса-новы.
Родился в обеспеченной семье (отец – дипломат и юрист, мать – учительница), вырос в районе Ипанема, богатом пригороде Рио-де-Жанейро. В детстве учился игре на гитаре и фортепиано, позднее брал уроки инструментовки, гармонии и композиции; систематического музыкального образования не получил. В середине 1940-х гг. играл на фортепиано в барах и ночных клубах Рио-де-Жанейро. С 1952 г. работал аранжировщиком на звукозаписывающей фирме Continental, с 1955 г. – руководителем эстрадного оркестра звукозаписывающей фирмы Odeon Records, но вскоре осознал, что административная работа не для него, и оставил должность.
Решающую роль в карьере Жобина сыграло знакомство в 1956 г. с поэтом и драматургом В. ди Морайсом. В том же году он написал музыку к пьесе Морайса «Орфей из Консейсана» (позднее написал другую музыку на тот же сюжет для кинофильма «Чёрный Орфей», режиссёр М. Камю, 1959). Морайс, в свою очередь, создавал стихи для песен Жобина. В 1959 г. он написал обширный текст для «Симфонии Алворады» («Sinfonia da Alvorada») для чтеца и оркестра, приуроченной к переносу столицы из Рио-де-Жанейро в г. Бразилиа (в ходе официальных торжеств в 1960 исполнение не состоялось, впервые симфония публично прозвучала в 1966). Этот академический опыт Жобина, как и более ранний – в «Симфонии Рио-де-Жанейро» для эстрадного оркестра (1954), общественного резонанса не получил. Близким другом и соавтором Жобина в 1950-е гг. был также пианист и поэт Ньютон Мендонса (1927–1960).
В 1956 г. Жобин сочинил песню на текст Морайса «Chega de saudade», что можно перевести как «Прочь, хандра» (в распространённом английском переводе – «No more blues»). Оба перевода приблизительны; эмоциональное состояние saudade, обозначающее в бразильской культуре меланхолическое, томительное воспоминание о чём-либо или о ком-либо, определило в дальнейшем характер типичных сочинений Жобина.
Аудиозапись «Chega de saudade», сделанная в 1958 г. гитаристом и певцом Жуаном Жилберту, вызвала неоднозначную реакцию местной публики, критики вышучивали манеру её крунерского, намеренно неточного интонирования. В ответ на эту критику Жобин написал песню на стихи Н. Мендонсы «Desafinado» (сленговое «невпопад»; принятые английские названия – «Out of tune», «Off key», 1959). Здесь босса-нова впервые в полной мере была осмыслена композитором как сложившийся жанр, само словосочетание bossa nova «канонизировано» именно в тексте «Desafinado». Всемирную известность обрела песня «Девушка из Ипанемы» («Garota de Ipanema», стихи В. ди Морайса, 1962), которая поныне ассоциируется у широкой аудитории с бразильской босса-новой вообще и именем Жобина в частности.
Помимо названных, популярны песни (всего около 210): «Счастье» («A felicidade», 1959), «Dindi» (1959, по названию фермы Dirindi, на которую автор ездил ради встреч с Морайсом), «Корковаду» (гора, на которой установлена исполинская статуя Христа, «Corcovado», 1960; за пределами Бразилии песня известна под английским названием «Quiet nights of quiet stars»), «Самба на одной ноте» («Samba de uma nota só», 1960), «Размышление» («Meditação», 1959), «Безрассудство» («Insensatez», 1961; англ. «How insensitive»), «Питьевая вода» («Água de beber», 1961), «Грусть» («Triste», 1966), «Волна» (англ. «Wave», португ. «Vou te contar», 1967), «Мартовские воды» («Águas de Março», 1972). В редких случаях композиции создавались как инструментальные и лишь позднее были подтекстованы, как, например, «Грусть» и «Волна». Ко многим своим песням Жобин писал стихи сам, среди них: «И опять» («Outra vez», 1954), «Корковаду», «Волна», «Мартовские воды», «Птичка» («Passarim», 1985). К песне «Розовый куст под дождём» («Chovendo na roseira», английское название «Double rainbow», 1970) текст также создал Жобин:
Olha, está chovendo na roseira... Que só dá rosa, mas não cheira. A frescura das gotas úmidas... Que é de Luísa, que é de Paulinho, que é de João, Que é de ninguém.
Pétalas de rosa carregadas pelo vento... Um amor tão puro carregou meu pensamento Olha, um tico-tico mora ao lado E passeando no molhado Adivinhou a primavera. | Гляди, розовый куст под дождём... Дождь падает на розу, но сам не пахнет. Влажные капли свежи... Он принадлежит Луизе, принадлежит Паулиньу, принадлежит Жуану, Он никому не принадлежит.
Лепестки роз разносит ветер... Любовь, такая чистая, овладела моими мыслями. Гляди, птичка, предвещая весну, Гуляет по лужам. |
С 1958 г. сотрудничал с Ж. Жилберту, который, сделав произведения Жобина основой собственных концертных программ и аудиозаписей, значительно способствовал их популяризации. В ноябре 1962 г. музыка Жобина исполнялась на концерте бразильских музыкантов, посвящённом босса-нове, в нью-йоркском Карнеги-холле (концертная программа под названием «Bossa nova in Carnegie Hall» была выпущена на долгоиграющей пластинке (LP) в 1963; с тех пор альбом неоднократно переиздавался).
Международному признанию Жобина способствовали профессиональные аранжировщики Э. Деодату, К. Огерман, С. Камаргу-Мариану и др., которые выступали также в качестве редакторов, делали тематические подборки для концертов и аудиозаписей и т. д. С 1964 г. до конца жизни периодически посещал США, преимущественно ради записи очередных LP-альбомов со своей музыкой, в том числе при участии популярных музыкантов – Стэна Гетца (альбом «Getz / Gilberto», 1964; получил в 1965 несколько премий «Грэмми»), Фрэнка Синатры (1967, 1971), Э. Фицджералд (1981).
Крупное творческое достижение – альбом «Элис и Том» (Elis & Tom), выпущенный в 1974 г. Программа альбома составлена из произведений Жобина разных жанров (босса-нова, самба, лирические баллады, драматические монологи, вальс) в безупречной интерпретации Элис Режины. В 1978 г. совместно с гитаристом Баденом Пауэллом, певицей Миушей и Морайсом Жобин выступил в парижском концертном зале «Олимпия» (сохранилась видеозапись). В 1982 г. написал музыку к фильму «Габриела» («Gabriela»; режиссёр Б. Баррету, 1983), в 1983 г. (совместно с Шику Буарки) – к фильму «В погоне за большой любовью» («Para viver um grande amor»; режиссёр М. Фария, 1983).
В 1983 г. организовал и возглавил вокально-инструментальный ансамбль Banda Nova, в который входили женский квинтет (в составе были его дочь Элизабет и вторая жена Ана), певец Данилу Каимми и инструментальный ансамбль с участием сына Жобина, гитариста и композитора Паулу; сам Жобин играл на фортепиано и напевал в крунерской манере. Репертуар состоял почти исключительно из музыки руководителя в его же безыскусных аранжировках: женский квинтет пел почти всё время в унисон и никакие инструментальные импровизации не предусматривались. Тем не менее гастроли «семейного» коллектива Жобина в Америке, Европе и Японии были очень успешными; он выступал на международных джазовых фестивалях в Монтрё (1985) и Монреале (1986). В 1993 г. Херби Хэнкок организовал в Сан-Паулу концерт «All Star Tribute to Jobim» в честь Жобина с участием известных джазовых музыкантов. 6 апреля 1994 г. Жобин выступил в Карнеги-холле в последний раз, в ансамбле с Патом Метени и Джо Хендерсоном. Последний альбом «Antônio Brasileiro» вышел через несколько дней после его смерти.
В лучших песнях композитору удалось добиться органичного синтеза простой, порой откровенно формульной мелодии и весьма изысканной джазовой гармонии. Большое значение имеет фактура, в которой он избегает перегрузки, чреватой потерей оригинальной изящной простоты. В мелодике и в облигатных голосах часты нисходящие хроматические ходы [как в песнях «Самба на одной ноте», «Мартовские воды», «Безрассудство», «Анжела» (1970), «Размышление»], при этом блюзовые ноты практически не используются. Мелодии Жобина может напеть едва ли не каждый человек, но достоверно воспроизвести оригинал или сделать обработку, не теряя ощущения стиля (такая потеря характерна для джазовых обработок, с их обильными блюзовыми нотами и усложнением оригинальной гармонии) способен лишь погружённый в стилевую специфику музыкант. В редких случаях в композициях заметно влияние академической музыки – «Insensatez» явно вдохновлена Прелюдией op. 28 № 4 ми минор Ф. Шопена, «Chovendo na roseira» – произведениями французских импрессионистов.
Жобин не прибегал к прямым заимствованиям из местного фольклора. В его произведениях есть связь с традицией, но она деликатна, носит опосредованный характер и заметна прежде всего в «бразильской» ритмике. Практически все (даже формульные) мелодии Жобина постоянно и разнообразно синкопируются, в аккомпанементе танцевальные ритмоформулы обеспечивают ударные инструменты, в босса-нове – в сочетании с синкопированной гитарной партией (т. н. заикающаяся гитара, португ. violão gago). Редкие аранжировки с применением народных инструментов (беримбау, куика, различные свистки), которые наблюдаются в поздних альбомах (например, пьесы «O Bôto» из альбома «Urubu», 1976; «Piano na mangueira» из альбома «Antônio Brasileiro», 1994), связаны преимущественно с желанием американских продюсеров добавить экзотический колорит.
Музыку Жобина обрабатывали видные джазовые музыканты, среди которых Диззи Гиллеспи, Ахмад Джамал, Чик Кориа, Пат Метени, О. Питерсон, Маккой Тайнер, Тутс Тилеманс, Херби Хэнкок, Уэйн Шортер, Билл Эванс, Э. Элиас, перепевали многие певцы и певицы, в том числе Аструд Жилберту, Стинг, Джордж Майкл, А. Бочелли, Эл Джерро, Стейси Кент.
О жизни и музыке Жобина сняты фильм-концерт «Музыка по Тому Жобину» («A Música Segundo Tom Jobim», 2012) и полнометражный документальный фильм «Свет Тома» («A Luz do Tom», 2013; режиссёр обоих – Н. Перейра дус Сантус). Институт А. К. Жобина, образованный в 2001 г. в Рио-де-Жанейро, создал и поддерживает веб-портал jobim.org, на котором представлены партитуры (в рукописи и в современной аранжировке), аудиозаписи, письма и другие документы, связанные с биографией и творческой деятельностью Жобина.
Почётная премия «Грэмми» за достижения всей жизни (2012).