Блюз
Блюз (англ. blues, предположительно от устойчивого выражения «blue devils» – уныние, хандра), вид светской афроамериканской, преимущественно вокальной музыки.
Зародился в 19 в. в США в среде освобождённых от рабства чернокожих американцев. Его истоки – сольные трудовые и религиозные песни, поэтическое содержание и меланхолическое настроение которых отражало историческую судьбу их создателей.
Для блюза характерны особые мелодические интонации (блюзовые ноты: понижение III, V, VII ступеней в мажоре, V ступени в миноре, в том числе с использованием микрохроматических интервалов и коротких глиссандо между звуками), резкие метрические акценты у банджо или гитары (в середине 19 – начале 20 вв. популярным блюзовым инструментом была скрипка – Blues fiddle; в городской среде пение зачастую сопровождалось аккомпанементом фортепиано), повторяющаяся формула в басу («буги-вуги») в сочетании с типовой аккордовой последовательностью, другие стилистические приёмы.
Неизвестно, когда и где термин «блюз» стал использоваться по отношению к конкретным видам песен и инструментальных произведений. Впервые ноты блюзового сочинения были изданы в Новом Орлеане в 1908 г.; в его названии «I Got the Blues» («Я играю блюз», также переводится как «Я тоскую») музыка связывалась с соответствующим эмоциональным состоянием. По воспоминаниям издателя Антонио Маджо, композицию, на основе которой он сделал свою аранжировку, и её название он услышал на улице от случайного музыканта (Hobson V. Creating Jazz Counterpoint : New Orleans, Barbershop Harmony, and the Blues. Jackson, 2014. P. 79). Далее последовали публикации «Далласского блюза» («Dallas Blues»), «Блюза тюленят» («Baby Seals Blues») и «Мемфисского блюза» («The Memphis Blues»; все – 1912), которые способствовали широкому распространению стиля и его обособлению (хотя до 1910–1920-х гг. его особенности не были чётко определены).
В 1920-х гг. блюз использовался в водевилях, вошёл в репертуар кабаре и мюзик-холлов, часто в виде аккомпанемента («блюзовый квадрат») певцам (среди них – «императрица блюза» Бесси Смит). Принцип респонсорного пения, характерный для афроамериканских религиозных песнопений, был преобразован в «переклички» между певцом и сопровождающим инструментом. К примеру, в записи Бесси Смит «Сент-Луисского блюза» («St. Louis Blues», 1925) в сопровождении Л. Армстронга стандартная 12-тактовая форма разделена на три вокальные фразы, каждую из которых дополняет инструментальный «ответ».
Среди исполнительниц блюза, которые стали популярны в первой трети 20 в.: «мать блюза» Ма Рейни, «королева стонущих» Клара Смит, Люсиль Хегэмин (1894–1970), Альберта Хантер (1895–1984), Эдит Уилсон (1896–1981), Этель Уотерс, Айда Кокс (1896–1967) и «техасский соловей» Сиппи Уоллес (1898–1986).
В 1920–1930-х гг. появились региональные разновидности: дельта-блюз (происходит из прибрежных городов дельты Миссисипи, крупнейший представитель – Ч. Паттон), пьемонтский блюз (зачастую с чертами регтайма; представители – Блайнд Блейк, У. С. Мактелл, известный как Слепой Вилли, и др.), техасский блюз (особую форму блюза, основанную на жанре госпел, развивал Блайнд Вилли Джонсон), позднее возникли блюз Западного побережья, новоорлеанский и др. В Чикаго сложился более грубый и агрессивный по манере «городской» блюз, в котором объединились мужская блюзовая вокальная традиция и инструментальные импровизации новоорлеанского джаза. Также из Чикаго распространился подвид электрик-блюза, для которого характерно использование электроинструментов и усилителей. В конце 1940-х гг. блюз начал терять свою принадлежность исключительно афроамериканской культуре.
Оказал существенное влияние на формирование джаза; считался одной из его форм, хотя продолжал развиваться параллельно. На основе смешения блюза и лёгкой развлекательной музыки возник ритм-энд-блюз, ставший прототипом стиля соул (основной представитель – Рэй Чарлз) и рок-н-ролла (Джими Хендрикс, Эрик Клэптон, Rolling Stones и др.). С 1960-х гг. блюз влияет на развитие поп-музыки, в том числе на стиль блюз-рока.
Элементы блюза использовали Д. Мийо (балет «Сотворение мира», 1923), М. Равель (Соната для скрипки и фортепиано № 2, 1927), Дж. Гершвин («Рапсодия в стиле блюз», 1924; опера «Порги и Бесс», 1934) и другие композиторы.