«Благодатное небо»
«Благода́тное не́бо» («Что Тя наречем, о Благодатная»), икона Божией Матери, чтимая святыня Архангельского собора Московского Кремля. Празднование 6(19) марта.
История, почитание иконы
Икона (размер 242 × 181 см) выполнена царскими иконописцами при создании нового иконостаса Архангельского собора между 1678 и 1680 гг. Вероятно, для её написания использовали старую доску от предшествующего изображения Богоматери с Младенцем. В описи 17 в. Архангельского собора (не сохранилась) сообщалось, что образ является копией с находившейся в храме иконы предположительно 16 в., сделанной по указу царя Фёдора Алексеевича мастерами Оружейной палаты. Икона «Благодатное небо» многократно поновлялась, чинилась и переписывалась в 18–19 вв.
Аллегорический образ Богоматери-Церкви, именуемый «Благодатное небо», является парным к аллегорическому образу Иисуса Христа (размер 237×186 см), стоящему напротив неё в местном ряду иконостаса Архангельского собора справа от Царских врат; обе иконы основаны на тексте Апокалипсиса. Совместное почитание этих образов началось вскоре после их создания.
В 1681 г. «по усердию государя» для икон Богоматери и Христа были изготовлены серебряные чеканные оклады (похищены во время Отечественной войны 1812) (Извеков. 1916. С. 17–18). В 1816 г. на этих образах появились новые оклады. Чеканная серебряная золочёная риза Богоматери была украшена накладными золочёными чеканными херувимами и цветами; на полях – ещё 28 накладных серебряных херувимов; на головах Богоматери и Младенца Христа – серебряные золочёные венцы и короны; на сиянии, окружающем фигуры, вычеканен текст молитвы («Богородична»), воспроизведённый также на живописи иконы (Извеков. 1916. С. 43–44, 94; оклады обеих икон не сохранились).
В середине 19 в. увеличение почитания иконы «Благодатное небо» связано с деятельностью митрополита Филарета (Дроздова). В 1853 г., в период поновления иконостаса Архангельского собора, он распорядился собрать исторические сведения об этой иконе для её прославления. Во 2-й половине 19 – начале 20 вв. празднование иконе совершалось дважды: 6 марта и в Неделю Всех святых (8-е воскресенье после Пасхи). По пятницам после литургии перед ней служили молебен с акафистом и водоосвящением (Извеков. 1916. С. 94), к иконе приносили традиционные дары: лампады, свечи, масло.
Легенды о принесении иконы в 14–15 вв.
Член Тверской губернской архивной комиссии А. А. Тяжелов в конце 19 в. привёл рассказ знатока древностей А. Ф. Малиновского о том, что, по преданию, икона привезена в Москву Софьей Витовтовной, супругой великого князя Василия I Дмитриевича (Лебедев А. Н. Московский Кафедральный Архангельский собор. Москва, 1880. С. 161). Предание возникло как интерпретация записи в Троицкой летописи под 1398 г. о принесении Софьей Витовтовной из Смоленска многих древних икон, присланных из Константинополя (Присёлков. 1950. С. 449). Оно вошло во все печатные издания 19 – начала 20 вв. о чудотворных иконах Божией Матери [Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Её икон. Санкт-Петербург, 1898. С. 408; репринт – Ярославль, 1993; Бухарев И. Н. Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы. Москва, 1901. С. 150 (на с. 151 – поясное изображение Богоматери в иконографическом типе «Воплощение» с подписью «Благодатное Небо»); Богоматерь. Кн. 1. Санкт-Петербург, [1909]. С. 182; репринт – Киев, 1994].
В Клинцовском иконописном подлиннике (рукопись 18 в., Отдел рукописей Библиотеки Российской академии наук, собрание Строганова № 66, инв. 2828) о чтимой иконе Архангельского собора имеется запись, основанная на сочинённом в позднее время (к 19 в.) брянском недостоверном предании о приезде Софьи Палеолог из Литвы: «Принесена вел. княг. Софиею Фоминичною из Литвы. Перевод западный» (Русские народные картинки. 1881. С. 676). С именем Софьи Палеолог также связано недостоверное предание о принесении ею Виленской иконы Божией Матери, сходной по иконографии с образом «Благодатное небо».
Иконография и художественный образ
Образ Богоматери представляет собой редкий для православной иконописи образец западной иконографии, основанный на тексте Откровения Иоанна Богослова: «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, а на голове ее венец из двенадцати звезд. И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным...» (Откр 12:1, 5). Иконографический прототип возник в Германии в 15 в. Один из ранних образцов – образ Богоматери на витражном стекле из района Среднего Рейна (около 1480–1490, круг Мастера Амстердамского кабинета, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Богоматерь («апокалиптическая жена») с Младенцем на руках стоит на полумесяце, на Её голове – корона, фигуры окружены золотыми лучами, образующими сияние (мандорлу).
Подобные образы были широко распространены в Западной Европе: они встречаются в гравюрах, скульптуре, в миниатюрах. Различные варианты этого изображения известны в польском искусстве (Maryja Matka Chrystusa. Warszawa, 1987. Il. 3, 5, 6, 9, 10; Moisan K. S. Maryja orędowniczka wiernych / K. S. Moisan, B. Szafraniec. Warszawa, 1987. Il. 115, 116, 117). В Россию такие образы пришли, видимо, в 17 в. из Польши через Украину, Белоруссию и Литву.
По иконографии икона «Благодатное небо» близка к почитавшейся в мужском монастыре в предместье Вильно (ныне Вильнюс) иконе Богоматери, по преданию, явленной в 1341 г. (вероятно, не сохранилась). На Виленской иконе Богоматерь изображена в полный рост, стоит на лунном серпе, над Её головою ангелы держат царственный венец.
На иконе Архангельского собора Богоматерь представлена в рост, с крупным Младенцем Христом на руках, с исходящими от Неё волнистыми лучами сияния и в окружении ярко-красной мандорлы. В левой руке Иисус держит закрытое Евангелие, правой рукой благословляет. На головах Богоматери и Христа – короны. Первоначально под ногами Богоматери, в соответствии с западным образцом, предполагалось изображение лунного серпа (осталась только графья). Вверху, на красной мандорле, по сторонам от фигур, надпись: «Что Тя наречем, о Благодатная, небо воссия еси Солнце правды рай яко возрастила еси цвет нетления Деву яко пребыла еси нетленна чистую Матерь яко имела на руках Сына всех Бога» (Богородичная молитва – «Богородичен», читающаяся в конце вечернего богослужения – на 1-м часе после утрени). Благодаря этой надписи икона получила второе наименование – «Что Тя наречем, о Благодатная».
В отличие от западных образцов, на иконе Архангельского собора изображения «апокалиптической жены» и рождённого ею «младенца» трактуются в духе православия – как образы Божией Матери и Младенца Христа, что выражается в отсутствии полумесяца (возможно, он уже изначально не был выполнен в красках), их атрибутах и надписи с текстом Богородичной молитвы. Образы ангелов с венцами и текст из Апокалипсиса при написании иконы уже не использовали либо их убрали при одном из ранних её поновлений.
Можно предположить, что аллегорическое изображение Богородицы-Церкви, облачённой в Солнце Правды, могло появиться на иконе нового Архангельского собора уже в начале 16 в. В тот период, когда центр православия переместился в Москву и возникла идея «Москва – третий Рим», образы Апокалипсиса получили конкретную историческую интерпретацию; к западной, «латинской», иконографии добавился смысл торжества Церкви земной и небесной в новом православном царстве московских государей.
Образ «апокалиптической Жены, облеченной в Солнце» как аллегорию «Богородицы-Церкви, преследуемой драконом-ересью» и убегающей в православное Московское царство, сменившее Римское и Византийское, использовал в своих посланиях инок Филофей (Плюханова М. Б. Сюжеты и символы Московского царства. Санкт-Петербург, 1995. С. 49). Образ светозарной жены в багряных ризах, встававшей «на воздусе» и спасавшей свой дом в царствующем граде Москве, появился далее в повестях, составленных в окружении митрополита Макария и включённых в «Книгу Степенную царского родословия» (Полное собрание русских летописей. Т. 21, половина 2. Санкт-Петербург, 1913. С. 635–637). В конце 17 в. в сочинении Димитрия Ростовского («Слово на Покров») образ Богородицы, молящейся за мир, соединился с образом «Жены, облеченной в Солнце», в едином эсхатологическом значении (Плюханова М. Сюжеты и символы Московского царства. С. 49).
На русской почве наиболее раннее сохранившееся произведение, восходящее к данному иконографическому типу, – икона из местного ряда иконостаса южного придела московской церкви Троицы в Никитниках, датируемая 1640-ми гг.; в ней нет прямого копирования западных образцов, отсутствуют изображение полумесяца под ногами Богоматери и лучи сияния; внизу представлены святые, соимённые заказчикам церкви [Овчинникова Е. С. Церковь Троицы в Никитниках. Москва, 1970. С. 147, 148 (ил.), 150, 152 (ил.)]. Другой вариант, прямо следующий западной иконографии, – икона, выполненная в технике клеевой живописи, вероятно Василием Познанским, в 1682 г. для церкви Распятия во дворце Московского Кремля, и сохранившаяся на своём месте (Иконы живописца Василия Познанского в церкви Распятия Большого Кремлёвского дворца. Москва, 2011. Кат. № 36). Богоматерь стоит на полумесяце, по внутреннему краю облачного сияния, окружающего фигуры, – парящие двукрылые головки херувимов.
Ещё одна аналогия чтимому образу Архангельского собора – икона начала 18 в., хранящаяся в Третьяковской галерее (Чудотворный образ. Иконы Богоматери в Третьяковской галерее. Москва, 2001. Кат. № 32). В иконах полностью совпадают изображения фигур, облачного неба, типы ликов Богоматери и Младенца Христа. Но, в отличие от иконы Архангельского собора, важнейшее значение имеют полумесяц под ногами «жены» и три летящих ангела, возлагающих венцы на головы Богоматери и Младенца. На сиянии по сторонам Богоматери сохранилась надпись: «Жена облечена в солнце»; продолжение на лунном серпе: «И луна под ногами ея». Она повторяет один из западных образцов, во всей полноте раскрывающих образ «апокалиптической жены».
Небольшого размера копия чтимого кремлёвского образа Богоматери помещалась на левой колонке иконостаса у царских врат Архангельского собора (18–19 вв.; не сохранилась).
Вольная копия иконы с большой «летописью» на её обороте создана в 1900 г. иконописцем Я. Е. Епанечниковым для ризницы церкви Успения Богородицы в усадьбе сенатора В. П. Мордвинова в селе Ваулово Романово-Борисоглебского уезда Ярославской губернии (ныне находится в Воскресенском соборе г. Тутаев Ярославской области) [Щенникова. О двух чтимых Богородичных иконах … 2002. С. 299 (ил.), 300–301].