Бельгия. Музыкальная культура
Музыка́льная культу́ра Бе́льгии. Облик бельгийской народной музыки определяется традициями фламандцев и валлонов и в большой степени также голландцев, французов и немцев. В Средневековье на территории современной Бельгии главным культурным центром был Льеж. Здесь Якоб Льежский создал гигантский по объёму трактат «Зерцало музыки» (1321–1325) – энциклопедию музыки и музыкальной теории арс антиква. Льежский клирик Иоанн Чикониа, который работал многие годы в Италии, вошёл в историю как автор духовных и светских сочинений, показывающих блестящее владение жанрами и композиционными техниками арс нова.
В эпоху Возрождения выдвинулась нидерландская, или франко-фламандская, полифоническая школа. Её представители – Ж. Беншуа, Г. Дюфаи, Жоскен Депре, Й. Окегем, Я. Обрехт, О. ди Лассо – создали выдающиеся образцы церковной и светской многоголосной хоровой музыки. В 16 в. Антверпен стал центром европейского нотопечатания (один из основателей нотоиздательского дела – Т. Сузато). В 17 в. в Антверпене широкий размах приобрело изготовление клавесинов, которые считались лучшими в Европе (инструменты мастеров семьи Рюккерс особенно ценятся музыкантами-аутентистами). Выходцами из Бельгии были крупные композиторы 18 в. Ф.-Ж. Госсек (симфонист) и А.-Э.-М. Гретри (мастер опера-комик), которые работали во Франции и писали во французской манере.
В 19 в. основаны консерватории в Льеже (1831), Брюсселе (1832; директорами были Ф.-Ж. Фетис и Ф.-О. Геварт), Антверпене (1898). Бельгийская профессиональная музыка 19 в. представляла собой пёструю картину, в которой стремление к национальной определённости сочеталось с сильным влиянием французской и немецкой музыки (особенно Р. Вагнера). Движение за возрождение национальных традиций активизировалось во 2-й половине 19 в.; фламандскую (антверпенскую) школу возглавил П. Бенуа, валлонскую – Г. Лекё и Ж. Йонген. Фламандское движение тяготело к немецким музыкальным традициям и крупным сценическим жанрам (оперы Бенуа на историко-героические и бытовые сюжеты, его оратория «Шельда», 1868, кантата «Рубенс», 1877; опера «Тиль Уленшпигель» Я. Блокса, 1900; хоровой цикл «Фламандские песни» Э. Тинеля, 1883; мелодрама «Смерть» Л. Дюбуа, 1894). Для валлонского направления типичны связи с французской музыкальной традицией, опора на жанры симфонической и камерной инструментальной музыки (Скрипичная соната и струнные квартеты Лекё; симфония для оркестра с органом «Арденнские впечатления» Йонгена, 1913). Несмотря на высокий профессиональный уровень, достигнутый бельгийской музыкой к концу 19 в., она всё же оставалась эклектичной. С. Франк, крупнейший бельгийский композитор 19 в., по существу принадлежит французской традиции.
Мировую известность получила бельгийская скрипичная школа 19–20 вв., основоположником которой был Ш.-О. де Берио; яркие представители школы – А. Вьётан, Э. Изаи. Важное влияние на развитие европейского музыкознания оказали труды Ф.-Ж. Фетиса (теория тональности; «Полный трактат о теории и практике гармонии», 1844), Ф.-О. Геварта («Руководство по инструментовке», 1863, переведено на русский язык П. И. Чайковским), В.-Ш. Маийона (инструментоведение; «Описательно-аналитический каталог Инструментального музея Королевской консерватории Брюсселя», 1890, и др.). Ведущий музыкальный деятель 1-й трети 20 в. – композитор и педагог П. Жильсон, вокруг которого объединились молодые композиторы-авангардисты (группа «Синтетисты», 1925). Среди наиболее значительных бельгийских композиторов 2-й половины 20 – начала 21 вв.: Ж. Абсиль, К. Гуйвартс, А. Пуссёр.
Бельгийский центр музыкальной документации CeBeDeM (1951; с 2015 в составе Королевской консерватории Брюсселя), созданный с целью пропаганды бельгийской музыкальной культуры, с 2015 г. предоставляет онлайн-доступ к биографиям композиторов, спискам их сочинений, дискографии и другой актуальной справочной информации о музыке в Бельгии. В 1960 г. основан Союз бельгийских композиторов. В 1958 г. в Брюсселе открыта Студия электронной музыки APELAC (с 1970 Центр музыкальных исследований Валлонии), в 1963 г. в Генте – Институт психоакустики и электронной музыки (при Гентском университете).
Среди знаменитых бельгийских музыкантов 20–21 вв: скрипач А. Грюмьо, инструменталисты братья Б. Кёйкен, В. Кёйкен и С. Кёйкен, дирижёры Ф. Андре, Ф. Херревеге, певцы М. де Грот, Ф. Анспах, контратенор Р. Якобс, трубач Т. Мертенс, клавирист и дирижёр Й. ван Иммерсель, клавесинист И. Хёйс, музыковеды А. Воткенн, Ш. ван ден Боррен, С. Клеркс.
Работают театры: «Ла Монне» в Брюсселе (основан в 1700), Королевская фламандская опера в Антверпене (основана в 1893; в 2014 объединилась с Королевским балетом Фландрии), Королевская опера Валлонии в Льеже (основана в 1820; до 1967 Королевский театр Льежа). Симфонические оркестры: в Брюсселе – Национальный (основан в 1936), Брюссельский филармонический (1935; современное название с 2008); в Антверпене – Королевский филармонический оркестр Фландрии (deFilharmonie; основан в 1955; современное название с 2002); в Льеже – филармонический (1960; современное название с 1983); в Монсе – Королевский камерный оркестр Валлонии (1958; изначально «Брюссельские солисты», Les Solistes de Bruxelles). На музыке 17–18 вв. специализируются барочные оркестры: в Лёвене – La Petite Bande (1972), в Генте – Collegium Vocale Gent (1970; в составе также камерный хор), в Брюгге – Anima Eterna (1987). В Бельгии был создан один из первых в истории ансамблей средневековой музыки Pro Musica Antiqua de Bruxelles (1933–1974), его основатель – дирижёр и композитор С. Кейп. Мировую известность приобрёл ансамбль старинной музыки Capilla Flamenca под руководством Д. Снеллингса (Лёвен, 1993–2013).
Крупнейшие музыкальные фестивали Бельгии (ежегодные): Фландрии (Festival van Vlaanderen, с 1958; включает 8 региональных фестивалей в 8 городах), Валлонии (Fêtes de Wallonie, с 1971; 7 фестивалей в 7 городах), старинной музыки – Laus Polyphoniae (Антверпен, с 1994) и Musica Antiqua Festival (Брюгге, с 1964), современной музыки – Ars musica (с 1989), Гентский джазовый (Gent Jazz Festival; основан в 2002, современное название с 2008).
Международные конкурсы: в Брюсселе – музыкантов-исполнителей имени королевы Елизаветы (1937, современное название с 1951; один из самых престижных в мире), в Генте – органистов имени И. С. Баха (с 1958), в Льеже – струнных квартетов (с 1951) и др.
Бельгия – один из центров колокольной культуры; в Мехелене в 1922 г. открыта Королевская школа игры на карильоне, проводится Международный конкурс карильонистов имени королевы Фабиолы.
Музей музыкальных инструментов в Брюсселе (2000, на основе коллекции Фетиса, хранившейся в Королевской консерватории Брюсселя) содержит в коллекции более 8 тыс. инструментов и является одним из крупнейших в мире музеев такого рода.