Архангельская область. Хозяйство. Транспорт
Тра́нспорт Арха́нгельской о́бласти, сектор экономики субъекта Российской Федерации, обеспечивающий перевозку грузов и пассажиров.
Представлены все виды транспорта: автомобильный, железнодорожный, морской, внутренний водный (речной), трубопроводный и воздушный (авиационный). Транспортная сеть области играет важную роль в транспортной системе Северо-Запада России и, благодаря географическому положению региона, создаёт условия для внешнеторговых связей. Основные предприятия транспортной отрасли: Северная железная дорога, Северная пригородная пассажирская компания [обе в составе компании «Российские железные дороги» (РЖД), центральные офисы обеих в Ярославле], аэропорт Архангельск, Архангельский морской торговый порт, 2-й Архангельский объединённый авиаотряд, авиакомпания «Смартавиа» (Smartavia).
Автомобильный транспорт
Протяжённость автомобильных дорог Архангельской области 28,2 тыс. км (2022), в том числе общего пользования 20,1 тыс. км, из них с твёрдым покрытием 12,4 тыс. км. Удельный вес автомобильных дорог с твёрдым покрытием в общей протяжённости автомобильных дорог общего пользования – 61,7 % (2022; в РФ – 70,8 %); с усовершенствованным покрытием в 1,8 раза меньше средней по РФ – 35,0 % против 62,2 %. Плотность автомобильных дорог общего пользования с твёрдым покрытием – 30 км путей на 1 тыс. км2 территории [в Северо-Западном федеральном округе (СЗФО) – 63, в РФ – 65].
Протяжённость дорог общего пользования федерального значения – 1214 км, регионального значения – 6358 км (2022). По территории области проходит федеральная трасса М-8 «Холмогоры» (Москва – Ярославль – Вологда – Архангельск), федеральная дорога А-215 (Лодейное Поле – Вытегра – Прокшино – Плесецк – Брин-Наволок); автомобильные дороги: Р-2 (Долматово – Няндома – Каргополь – Пудож) и Р-157 (Урень – Шарья – Никольск – Котлас).
Грузооборот автомобильного транспорта – 2653 млн т·км (2022), что составляет 11,3 % от грузооборота СЗФО; перевезено 21,9 млн т грузов (14,6 % всех грузов, перевезённых в СЗФО).
Пассажирооборот автобусов общего пользования – 575 млн пасс-км (2022; 5,5 % от СЗФО). Перевозки пассажиров автобусами общего пользования составляют 51,7 млн человек, за 2010–2022 гг. сократились в 2 раза. По числу автобусов общего пользования (80 ед. на 100 тыс. жителей, 2022) Архангельская область занимает 70-е место среди субъектов Российской Федерации.
Железнодорожный транспорт
Протяжённость железных дорог – 1767 км (2022), плотность железнодорожных путей – 5,6 км путей на 1 тыс. км2 территории (в среднем по СЗФО – 78, по РФ – 51). Отправлено грузов железнодорожным транспортом – 13,4 млн т (2022; 8,3 % от СЗФО), пассажиров – 2,9 млн человек (2,7 % от СЗФО).
На территории области наиболее загруженными железнодорожными направлениями являются Москва – Ярославль – Вологда – Архангельск – Северодвинск, участок Коноша – Архангельск магистрали Санкт-Петербург – Обозерская – Архангельск, участок Ерцево – Урдома магистрали Москва – Ярославль – Вологда – Котлас – Ухта – Воркута, участок Савватия – Урдома магистрали Нижний Новгород – Киров – Котлас – Ухта – Воркута, участок Архангельск – Обозерская – Унежма магистрали Архангельск – Обозерская – Мурманск.
Морской транспорт
Морской транспорт Архангельской области играет важную роль в грузовых перевозках как межрегиональных, так и международных. Архангельский морской торговый порт (АМТП) круглогодичной навигации – основная база Северного морского пароходства и важная отправная точка Северного морского пути, расположен в дельте реки Северная Двина, впадающей в Двинскую губу Белого моря. Порт Архангельска ведёт историю с 1584 г.
Атомный контейнеровоз «Севморпуть» в Архангельском морском торговом порту.Грузооборот порта – 6,6 млн т (2022; вырос на 25 % по сравнению с 2021). Основные грузы – пиломатериалы, целлюлоза, картон, металлы, продукция машиностроения и продовольственные товары. Архангельский порт владеет собственным буксирным флотом и осуществляет перевалку всех видов грузов, кроме наливных. Общая площадь порта 725 тыс. м2, в том числе площадь контейнерного терминала 89,9 тыс. м2 (возможность перевалки и хранения до 75 тыс. контейнеров в год), протяжённость причалов 1706 м. Общая складская площадь – 423,8 тыс. м2 (2021; без учёта контейнерного терминала), в том числе 49,9 тыс. м2 крытых складов. В составе порта 2 грузовых района: «Экономия» (универсальный терминал круглогодичной работы в 25 км от центра Архангельска и в 15 км от Белого моря в устье Кузнечевского рукава дельты Северной Двины) и «Бакарица» (в южной части дельты, на левом берегу протоки Бакарица, на расстоянии 50 км от Белого моря и 12 км от центра города). Принимаемые суда – длиной до 195 м, шириной до 30 м, дедвейтом до 35 тыс. т, развёрнутая длина железнодорожных путей – 15,1 тыс. км, мощность по выгрузке – 70 вагонов в сутки.
Морской порт Архангельск обеспечивает регулярные рейсы на Соловецкие острова.
Онега – морской порт в 7 км от устья реки Онега, ведёт историю с 1781 г. Принимает суда длиной до 115 м с осадкой до 4,5 м; из-за мелководности Онежской губы используются фарватеры протяжённостью 12 миль. Навигация длится с мая до начала ноября. Основные грузы – пиломатериалы, круглый лес, щепа.
Морской порт Мезень основан в 1872 г., обеспечивает доставку на территорию Мезенского и Лешуконского муниципальных округов дизельного топлива, стройматериалов и др. Перевалка грузов осуществляется в портопункте Кривка и на причале в посёлке Каменка (Мезенский муниципальный округ). Навигация длится с июня по ноябрь.
Внутренний водный транспорт
Протяжённость внутренних водных судоходных путей – 3443 км (2022), плотность внутренних судоходных путей – 8,3 км путей на 1 тыс. км2 территории. Основа водной транспортной системы – река Северная Двина с притоками Малая Северная Двина и Вычегда.
Архангельский речной порт имеет крупный грузовой терминал, собственный пассажирский и грузовой флот, ведёт добычу песка, осуществляет регулярное речное сообщение в период летней навигации с островными территориями города, населёнными пунктами близлежащих муниципальных округов (в основном Приморского муниципального округа), принимает речные круизные суда. В составе порта работают 3 грузовых района в Архангельске (включая центральный грузовой район «Жаровиха») и один грузовой район на Соловецких островах. Архангельский речной вокзал обслуживает около 1 млн пассажиров за навигацию.
Действует Котласский речной порт (1942; погрузо-разгрузочные работы: основные грузы – строительный песок и гравий, обслуживание речных судов). Пригородный речной транспорт выполняет рейсы по маршруту Котлас – Песчаница. Работают переправы Сольвычегодск – Козьмино и 46-й Лесозавод – Макарово. Внутренние водные пути связывают Котлас с населёнными пунктами Архангельской и Вологодской областей, Республики Коми.
Трубопроводный транспорт
Через юго-восточную часть области проходит магистральный газопровод Тюменская область – Ухта (Республика Коми) – Грязовец (Вологодская область), через юго-западную часть региона – газопровод «Нюксеница» (Вологодская область) – Архангельск, основная газовая артерия Поморья, обеспечивающая область газом.
Воздушный транспорт
Международный аэропорт Архангельск (Талаги) имени Ф. А. Абрамова (1963, статус международного с 1995) расположен в 11 км (по прямой) и в 15 км по автодорогам от Архангельска в Талажском авиагородке. Носит имя писателя Ф. А. Абрамова с конца 2018 г. (указ подписан 31 мая 2019). Обслуживает федеральные рейсы в Москву, Санкт-Петербург, Сочи, Анапу, Мурманск, Сыктывкар, Нарьян-Мар и др.; международные регулярные и чартерные рейсы. За 2022 г. перевезено 1,1 млн пассажиров (в 2019 – 922 тыс., в 2015 – 800 тыс.), 758 т грузов.
Архангельская область. Международный аэропорт (Талаги) имени Ф. А. Абрамова.
Действуют региональные аэропорты: аэропорт Васьково имени И. И. Черевичного (1981; посёлок Васьково, Приморский муниципальный округ, 12 км от центра Архангельска; рейсы в удалённые и труднодоступные районы Архангельской области и Ненецкого автономного округа: Койнас, Летняя Золотица, Мезень, Нижняя Пеша, Ома и др.), Соловки (1940-е гг.; посёлок Соловецкий, Приморский муниципальный округ, Соловецкие острова).