Ангкор-Ват
Ангко́р-Ват [кхмер. អង្គរវត្ត – город-монастырь, от санскр. नगर (нагара) – город и кхмер. វត្ (ват) – монастырь, от пали वाट (ватху) – ограда, огороженное место], храмовый комплекс на севере Камбоджи, в провинции Сиемреап.
Сооружён в Ангкоре в правление кхмерского короля Сурьявармана II (1113–1150) и посвящён индуистскому богу Вишну. Ангкор-Ват относится к характерному для территории Камбоджи типу культового сооружения – храму-горе – и представляет собой трёхступенчатую пирамиду с обходными галереями на каждом ярусе и пятью башнеобразными святилищами – прасатами на вершине. Этот храм, отличающийся гармоничным соотношением архитектурных форм и богатством скульптурного декора, – вершина средневекового камбоджийского зодчества. Он является предметом национальной гордости кхмеров, и его изображение помещено на государственный флаг Камбоджи.
Как отмечает исследователь Б.-Ф. Гролье, название «Ангкор-Ват» употреблялось уже к 1632 г. (Groslier. 2006. P. 74), однако первоначальное наименование храма точно не известно. В найденных в Ангкор-Вате двух надписях (1577 и 1579) он упоминается как храм Брах-Биснулок (Врах-Вишнулока), т. е. «Священная обитель Вишну» (Santi Pakdeekham. 2008. P. 41).
Имя архитектора Ангкор-Вата не дошло до наших дней, существуют лишь легендарные сведения, что он строился под руководством сына Сурьявармана II, которого прозвали Каменщиком. В известной камбоджийской легенде говорится, что храм был возведён небесным зодчим по повелению бога Индры для кхмерского принца Кетомеалеа.
История Анкгор-Вата
Сооружение Ангкор-Вата в 1-й половине 12 в. пришлось на период наивысшего расцвета и могущества кхмерской империи Камбуджадеша, во главе которой стоял Сурьяварман II, один из величайших правителей Камбоджи. Его завоевательная политика привела к расширению территории государства и к упрочению централизованной власти, а возведение в столице грандиозного династического храма стало символом мощи его державы. К моменту смерти этого правителя ансамбль Анкгор-Вата был практически завершён, лишь в некоторых местах его внешняя отделка осталась незаконченной.
Преемники короля покинули Ангкор-Ват, построив вблизи от него новые столичные города со святилищами, но храм продолжал оставаться действующим, в нём, по-видимому, проводились поминальные службы по Сурьяварману II. Китайский посланник Чжоу Дагуань, побывавший в Камбодже в 1296–1297 гг., назвал Ангкор-Ват погребальным памятником (Zhou Daguan. 2007. P. 48). После утверждения буддизма тхеравады в конце 13–14 вв. храмовый комплекс стал буддийским монастырём, где постоянно проживали монахи. В 1-й трети 15 в. Ангкор пришёл в упадок из-за экономических, военно-политических и экологических проблем, и центр государственности после 1431 г. был перенесён на юг Камбоджи. Многие дворцовые сооружения и храмы древней столицы пришли в запустение и оказались постепенно поглощены джунглями. Однако буддийская община Ангкор-Вата сохранялась, и монахи по мере возможности следили за состоянием его сооружений.
Храм воспринимался кхмерами как священное наследие их предков. В исторических хрониках Камбоджи, составленных в 19 в., упоминается, что по повелению короля Понья Ята из Нокор-Вата, т. е. Ангкор-Вата, были привезены несколько скульптур будд и помещены в построенные в Пномпене храмы (Миго. 1973. С. 196). Таким образом Понья Ят стремился укрепить сакральную связь между старым и новым центрами государства. В 16 в. правители Камбоджи попытались восстановить величие древней ангкорской столицы, и в первую очередь это коснулось Ангкор-Вата. Между 1546 и 1564 гг. на оставшихся пустыми участках стен в восточном крыле его северной галереи и в северной части восточной галереи 1-го яруса были высечены рельефы со сценами сражений богов и демонов. Через несколько лет после этого по повелению монарха восстановили некоторые сооружения ансамбля, позолотили башни святилищ и установили статуи будд. В 1577 и 1579 гг. здесь проводились религиозные церемонии с участием членов королевской семьи. Так, празднуя рождение сына, король с новорождённым прибыл в Ангкор-Ват, вознёс благодарственную молитву и преподнёс храму дары (Lewitz. 1970. P. 112–113). С 16 в. Ангкор-Ват стал духовным центром страны, сюда стекались буддийские паломники не только из Камбоджи, но и из Японии, Китая, Таиланда. Подтверждением этому служат обнаруженные на стенах Ангкор-Вата 14 иероглифических надписей, оставленных японскими пилигримами и купцами в период 1612–1632 гг. (Ishizawa. 2015. P. 44). Самый ранний из известных в наши дни планов Ангкор-Вата (1715; Музей Токугава, г. Мито, Япония) является копией чертежа, сделанного в 1-й трети 17 в. японцем Симано Кэнрё (скорее всего, псевдоним) из Нагасаки. В Камбоджу он прибыл на борту нидерландского корабля в составе миссии, посланной сёгуном Токугава Иэмицу (из династии Токугава). В тексте, сопровождающем рисунок, сооружение названо Джетаваной. По-видимому, некоторые верующие ошибочно принимали Ангкор-Ват за прославленный индийский буддийский монастырь, носящий это имя (Ishizawa. 2015. P. 55).
О значимом для буддистов храме сообщали в своих записках португальские, испанские и французские миссионеры в 16–17 вв. Французский миссионер Л. Шеврёль, находившийся в Камбодже в 1665–1670 гг., писал, что храм Онко (Ангкор-Ват) так же широко известен у язычников, как собор Святого Петра у христиан (Маршаль. 1963. С. 29). О своём посещении Ангкор-Вата писал в своей книге француз Ш.-Э. Буйево (Bouillevaux C. E. Voyage dans l'Indo-Chine, 1848–1856. Paris, 1858. P. 242–244).
Однако настоящим «открытием» Ангкора и его храмов для западной публики стало издание путевых дневников французского натуралиста А. Муо об экспедиции в Индокитай в 1858–1861 гг. (Mouhot H. Voyage dans les Royaumes de Siam, de Cambodge, de Laos et autres parties centrales de l'Indo-Chine. Paris, 1868). В них восторженные и красочные описания заброшенных городов в джунглях сопровождались рисунками с видами величественных сооружений: «Изнурённые жарой и утомлённые ходьбой по песку, мы расположились на отдых в тени огромных деревьев… В этот момент я бросил взгляд на восток и был поражён красотой открывавшейся картины. Там, на просторе, свободном от лесной растительности, возвышалась необъятная колоннада со сводчатой кровлей, увенчанная пятью высокими башнями. <…> Мы провели весь день, обходя эти места, мы переходили от чуда к чуду, испытывая непроходящий восторг» (цитируется по: Дажен. 2003. С. 139–140).
Возникший в результате интерес энтузиастов и учёных-востоковедов к Ангкор-Вату был столь велик, что для показа на Международной колониальной выставке в Париже в 1931 г. была изготовлена его огромная копия, служившая экпозиционным павильоном.
Реставрация и консервация Ангкор-Вата
Благодаря тому, что Ангкор-Ват оставался действующим храмом на протяжении столетий, он сохранился лучше, чем другие сооружения Ангкора, однако он также нуждался в расчистке и восстановлении. В 1860-х – 1870-х гг. появились первые фотографии Ангкор-Вата, были составлены планы и схемы храма. В научном исследовании и реконструкции храмового комплекса большую роль сыграла Французская школа Дальнего Востока (EFEO). Художник и архитектор Ж. Коммай, первым занявший пост хранителя Ангкора, в 1908–1910 гг. руководил раскопками на территории храма и работами по его расчистке. В 1959 г. – 1970-х гг. были обновлены и отремонтированы дамба через ров и проход к Ангкор-Вату с восточной стороны. Реставрационные и консервационные мероприятия проводило с 1986 по 1992/1993 гг. Археологическое управление Индии (Archaeological Survey of India): укрепление склонов рва, реконструкция частей южной и северной «библиотек», ремонт покрытия дороги, ведущей к входной террасе сооружения, модификация дренажных систем, восстановление кровли восточной галереи 1-го яруса. В конце 1980-х гг. под эгидой ЮНЕСКО, EFEO и Всемирного фонда памятников (WMF) восстановительные работы проводились в центральных галереях и башнях Ангкор-Вата.
После включения Ангкора в список Всемирного наследия в 1992 г. и создания в 1993 г. Международного координационного комитета по сохранению и развитию Ангкора (ICC–Angkor) в храмовом комплексе работает международная команда учёных и реставраторов, которые занимаются не только реконструкцией и консервацией памятника, но и подготовкой местных специалистов. Использование современных технологий, в том числе воздушного лазерного сканирования (LIDAR-технология), приводят к новым открытиям в Ангкор-Вате.
Так, в 2010-е гг. на территории храмового комплекса выявлена схема плотной жилой застройки с небольшими водоёмами и каналами и особенно заинтересовавшие исследователей низкие меандровидные насыпи, занимающие площадь 1500 × 600 м вдоль внешней южной стороны рва. С помощью цифровой обработки фотографий на стенах галерей были обнаружены многочисленные рисунки, почти невидимые при обычном освещении. Это изображения мифических персонажей и животных, всадников, домов и лодок, музыкантов с традиционными кхмерскими инструментами и других сюжетов, которые датируют постангкорским периодом.
Описание комплекса Ангкор-Вата
Ангкор-Ват является одним из крупнейших в мире каменных культовых сооружений. Он сложен из латерита и облицован песчаником серого и желтовато-коричневого цветов. Во время строительства песчаник доставляли по воде из каменоломен, находящихся в горном массиве Пномкулен (т. н. гора Кулен), в более чем 30 км от Ангкора. В 21 в. с помощью воздушного сканирования выявлены дороги, соединявшие Пномкулен с Ангкором, по которым также доставляли грузы. По общепринятому мнению, каменные блоки укладывали без связующего состава, иногда их соединяли друг с другом креплением типа «шип» или «ласточкин хвост».
Ограждение территории и оформление главного входа
Храмовый комплекс занимает прямоугольный участок размером 1500 × 1300 м. По его внешней границе проложен облицованный плитами ров (ширина более 190 м) со ступенчатыми спусками к воде. Через него с западной стороны перекинут каменный мост-дамба, а с восточной – сооружена земляная насыпь. В нескольких метрах от рва располагается ориентированная по сторонам света ограда из латерита размерами 1030 × около 800 м и высотой 4,5 м. В каждой из четырёх её сторон сделан вход на территорию комплекса; главный из них расположен с запада и отмечен парадными воротами с тремя проходами; каждый из проходов увенчан башней и имеет выступающий портик, к которому ведут ступени.
К воротам с двух сторон примыкают длинные крытые галереи. Стены и колонны этих сооружений украшены тонко исполненными рельефными орнаментальными композициями и фигурами небесных дев-апсар. Здесь также можно видеть рисунки с изображениями лодок и различных животных, выполненные предположительно в 18 в. Внутри ворот установлено несколько статуй, в том числе самая знаменитая в Ангкор-Вате – монументальная скульптура восьмирукого Вишну. Широко распространено мнение (ничем, однако, не подтверждённое), что при Сурьявармане II это изваяние находилось в центральном святилище. У местных жителей оно известно под именем Та Реач (Королевский предок). С двух сторон к галереям примыкают ещё два широких прохода, более скромно оформленных, предназначавшихся для повозок и слонов. На территории ансамбля жили священнослужители и храмовые слуги. В его северной части, как считают исследователи, располагался королевский дворец, однако сооружённые из дерева постройки не сохранились, и значительную часть этого пространства ныне занимает лес.
Композиция Ангкор-Вата
По форме Ангкор-Ват представляет собой храм-гору, т. е. святилище, возведённое на естественной возвышенности или на насыпной пирамиде и символизирующее гору Меру, центр мироздания в индуистско-буддийской космологии. Пять центральных башен Ангкор-Вата соотносятся с пятью вершинами Меру, концентрические ограды и ров – с окружающими Меру горными грядами и водами Мирового океана. Таким образом, Ангкор-Ват предстаёт как объёмно-пространственная модель Вселенной. Сложившийся за несколько веков до времени возведения Ангкор-Вата этот тип кхмерских культовых сооружений прошёл эволюционный путь развития и к началу 12 в. приобрёл канонические черты, воплотив в себе художественные идеалы эпохи.
Однако Ангкор-Ват обладает рядом присущих только ему черт. Так, его главный вход находится с западной стороны, тогда как в подавляющем большинстве случаев средневековые кхмерские храмы были ориентированы на восток. Точного объяснения этой особенности пока не найдено, большинство исследователей связывают планировку ансамбля с его посвящением богу Вишну, усматривая в ней стремление Сурьявармана II подчеркнуть отличие своего династического храма от шиваистских сооружений предшественников. По мнению ряда исследователей, выбор был определён погребальным предназначением храма (Cœdès. 1940. P. 343; Stern. 1951. P. 680; Higham. 2001. P. 118). Некоторые учёные, опираясь на археоастрономию, считают, что ориентация Ангкор-Вата соотносится с рядом астрономических явлений, в частности с зимним и летним солнцестояниями (Stencel. 1976. P. 281; Mannikka. 1996. P. 37–42). Ещё одним отличием Ангкор-Вата является то, что главное здание комплекса немного сдвинуто в восточную сторону, а не располагается строго посередине храмовой территории в соответствии с центричностью, одним из главных принципов планировки кхмерских религиозных сооружений. Вопросы вызывает и наличие лишь двух мостов через ров вместо четырёх, как должно быть в соответствии с типичной схемой храма-горы. Однако на самом раннем, японском плане Ангкор-Вата (1715) отмечены четыре моста, так же как и на чертеже, опубликованном в 1885 г. в книге Ф. Гарнье (Garnier. 1885. P. 21). Возможно, это были деревянные сооружения, ныне не сохранившиеся.
Процессионная дорога
От западного входа к главному зданию комплекса ведёт мощёная каменными плитами дорога, приподнятая над уровнем земли на 1,5 м (длина 350 м, ширина 9,5 м). Её протяжённость точно просчитана – именно от западных ворот можно впервые увидеть Ангкор-Ват целиком, охватить взглядом широко развернувшиеся галереи 1-го яруса и поразиться высоте центральной башни, достигающей 65 м. Парапеты дороги оформлены в виде тела мифической змеи – наги, и через определённые интервалы слева и справа вздымаются вверх её изогнутые мощные шеи с семью головами на раскрытом змеином капюшоне. Эти мифические существа символизировали власть и мощь правящей династии, т. к. кхмерские правители вели свой род от союза прибывшего издалека в эти земли принца и девушки-змеи. Примерно посередине пути по обеим сторонам возведены два каменных здания, которые условно называют «библиотеками». За ними находятся два прямоугольных водоёма, в глади которых отражаются башни храма. Дорога, по которой когда-то следовали паломники и торжественные королевские процессии, красочно описанные китайским посланником Чжоу Дагуанем (Zhou Daguan. 2007. P. 82–83), подводит к крестообразной террасе с ведущими на неё с трёх сторон подъёмами. Она поднята над землёй на 3,3 м и находится почти на одном уровне с обходной крытой галереей (215 × 187 м) 1-го яруса храма, предназначенной для парикрамы, ритуального обхода храма верующими.
Галереи и террасы первого яруса. Рельефные панно
Входы на сводчатую галерею отмечены фронтонами, по её углам возвышаются башни, часть из которых в начале 21 в. полуразрушена. Ложный свод с одной стороны опирается на внутреннюю стену, а с фасадной поддерживается квадратными столбами, что позволяет свету падать на украшающие стены рельефы. Восемь тематических панно высотой 2 м расположены по два на каждой галерее, их общая длина около 520 м. Они выполнены в технике барельефа, т. к. из-за небольшой ширины коридора их можно рассматривать только с близкого расстояния. Сюжетной основой для большинства из них послужили мифология и священные тексты индуизма. Отличающиеся значительными художественными достоинствами и высоким мастерством исполнения, они составляют славу Ангкор-Вата.
Согласно индуистским религиозным предписаниям, обход священного места совершается слева направо, но поскольку вход в Ангкор-Ват расположен с запада, считается, что паломники следовали справа налево. Здесь на стене на протяжении 48 м представлена многофигурная сцена битвы на поле Курукшетра, эпизод из древнеиндийского эпоса «Махабхарата». В нижней части барельефа изображены спешащие навстречу друг другу войска враждующих кланов Пандавов и Кауравов. В центре в сплошном хаосе боя сошлись в яростных поединках простые воины, сражаются на колесницах главные герои. Некоторые описанные в «Махабхарате» моменты этого сражения также изображены на панно, например смерть Бхишмы, где скорбящие герои собрались вокруг тела витязя, пронзённого многочисленными стрелами.
Рельеф (длина около 94 м) западного крыла южной галереи посвящён сценам из придворной жизни и торжественному шествию кхмерской армии. Часть верхнего регистра занимает крупная фигура короля Сурьявармана II, это первое изображение правителя в кхмерском искусстве. Он восседает на низком троне с фигурными ножками в виде змей-нагов, над его головой слуги держат многочисленные церемониальные зонты как знаки его высокого положения, перед ним преклонили колени придворные. Ниже проходит процессия: служители с дарами в руках, музыканты, дворцовые женщины и знатные дамы, которых несут в паланкинах слуги. Длинной шеренгой следуют пешие воины, вооружённые копьями, дротиками и луками. Их сопровождают командующие и министры на конях и слонах, причём каждая фигура персоны высокого ранга подписана. Среди них и сам правитель, он стоит на слоне, на голове у него корона с коническим навершием, а в руке он сжимает церемониальное оружие в виде топорика с изогнутой рукоятью, знак его высокого ранга.
Второй рельеф (длина 66 м) этой галереи знакомит посетителя с небесными мирами сварга и подземными адскими сферами нарака. Он делится на три фриза, в двух верхних изображены души праведников в небесных садах, в нижнем – мучения грешников в аду. Многорукий бог Яма, восседающий на быке повелитель преисподней, вершит суд над проходящими мимо него умершими. Ему помогает божество Читрагупта, записывающий все злые и добрые деяния людей. По его указанию нечестивцев сбрасывают в нижние миры. У некоторых сцен имеются надписи, поясняющие, за что несчастные принимают наказание от служителей нараки.
Самым знаменитым барельефом восточной галереи является панно (длина 48 м), на котором боги и асуры пахтают Молочный океан, чтобы добыть напиток бессмертия амриту. Эта история изложена в нескольких индуистских священных текстах и эпических сказаниях, в том числе в «Махабхарате». В центре на горе Мандара, опирающейся на черепаху, восседает четырёхрукий бог Вишну. Вокруг горы обвито тело мирового змея Васуки, которое с двух сторон тянут боги и демоны. Над ними – миниатюрные фигурки дев-апсар, взлетающих в небеса. Нижняя часть панно заполнена разнообразными морскими обитателями. В северном крыле (длина около 51 м) восточной галереи представлены сцены битвы бога Вишну и его сторонников с асурами. Этот рельеф и следующий за ним выполнены в 16 в.
Тема вечного противостояния богов и асуров продолжена на рельефах северной галереи. Вначале идёт рассказ о победоносной войне Кришны, воплощения Вишну на земле, с асуром Бана, который находился под покровительством бога Шивы. На панно (длина около 66 м) нашли воплощение эпизоды из священного текста «Харивамша»: птица Гаруда, ездовое животное (вахана) бога Вишну, гасит защищавший город асуров священный огонь, Кришна верхом на Гаруде выступает против Баны, сражающегося на колеснице, запряжённой фантастическими львами, 1000-главый Кришна воздаёт почести Шиве, и т. д. На стене западного крыла (длина около 93 м) северной галереи изображены верховные боги индуистского пантеона со своими ездовыми животными, вступившие в бой с асурами. Среди них Сканда, бог войны, верхом на павлине, Индра, предводитель божественной рати, на слоне, Агни, бог огня, на запряжённой носорогом колеснице, в то время как Варуна, бог мировых вод, правит колесницей со змееподобным морским существом – макарой, и т. д. Противником бога Вишну, восседающего на плечах Гаруды, выступает устрашающий асура Каланеми, держащий в своих многочисленных руках мечи и палицы.
Завершает серию рельефов галереи 1-го яруса Ангкор-Вата панно (длина 51 м) на стене северного крыла западной галереи со сценой битвы на о. Ланка (ныне Шри-Ланка). Это кульминационный эпизод из древнеиндийского эпоса «Рамаяна», в котором повествуется о сражении демонов и армии принца Рамы, воплощения бога Вишну на земле. В смертельной схватке, заполнившей всё пространство рельефа, сошлись демонические существа, люди и их союзники – обезьяны – под предводительством Ханумана. В центральной части расположились главные противники – принц Рама стреляет из лука, балансируя на плечах обезьяны Ханумана, за ним стоит его брат Лакшмана. Недалеко от них потрясает оружием в своих 20 руках 10-главый демон Равана, сидящий на колеснице с впряжёнными в неё чудовищными львами. Динамичная батальная сцена полна экспрессии и эмоциональной напряжённости.
Второй ярус храма
Проход ко 2-му ярусу Ангкор-Вата осуществляется через три крестообразные галереи-колоннады с четырьмя небольшими открытыми внутренними двориками. К северу и югу от них во внешнем дворе стоят два небольших здания-«библиотеки». В центральной части этого яруса, получившей условное название «Галерея тысячи будд», были ранее выставлены многочисленные скульптуры, большинство из которых ныне переданы в музеи. Террасу (110 × 15 м) среднего яруса Ангкор-Вата, достигающую высоты 5,8 м, также окружает обходная галерея. Её свод опирается на две стены, внешняя из них глухая, а внутренняя прорезана оконными проёмами, забранными балясинами. Угловые башни-прасаты служили храмовыми святилищами.
Главной достопримечательностью скульптурного убранства этой части Ангкор-Вата являются изображения небесных дев-апсар и богинь-девата, общее количество которых, по подсчётам французской исследовательницы С. Маршаль, достигает 1737 (Marchal. 1927. P. 19). Многочисленные фигуры божественных красавиц помещены на стенах, пилястрах и фронтонах, они стоят поодиночке или группами. Обнажённые по пояс, они одеты в традиционные запашные юбки-сампоты, уложенные в мелкие складки или же гладкие, с цветочным рисунком. Длинные концы завязанных спереди одеяний изящными складками спускаются вниз. Одежду танцующих апсар часто составляют лишь набедренная повязка и драгоценный пояс. Девы отличаются одна от другой: одни улыбаются, а другие сохраняют торжественно-строгий вид. Завязанные на макушке узлами волосы образуют разнообразные причудливые переплетения прядей, нередко украшенных цветами. У некоторых апсар волосы спереди коротко обрезаны. Головной убор состоит, как правило, из диадемы с тремя или пятью высокими шпилями, декорированными круглыми розетками. Их наряд дополняют многочисленные украшения.
Основной объём храма
Центральный массив Ангкор-Вата имеет цоколь высотой 11 м. На вершину с четырёх сторон ведут 12 одномаршевых крутых лестниц, построенных под наклоном 70 градусов. На верхней площадке (60 × 60 м) в шахматном порядке стоят пять башен, соединённых между собой галереями. По своим очертаниям они напоминают бутоны лотосов и завершаются вверху круглыми розетками в виде распустившегося цветка. Поверхность башен расчленена пилястрами, фризами и рядами уменьшающихся кверху резных фронтонов.
Приподнятая на платформе центральная башня (высота 42 м) доминирует над четырьмя угловыми прасатами. Внутри неё находилось главное святилище храма, где, по-видимому, была установлена на алтаре скульптура бога Вишну. С четырёх сторон располагались входы, ныне закрытые стенами с высеченными на них фигурами стоящего Будды Шакьямуни. Вероятно, это было сделано в 16 в. при реконструкции храма кхмерскими монархами в стремлении укрепить его статус в качестве главной буддийской святыни королевства. Во время реконструкции 1934–1935 гг. под руководством А. Маршаля и Ж. Труве одна стена была разобрана, внутри исследователи нашли несколько целых и разбитых буддийских скульптур, обломки оконных балясин. Одна из этих статуй – монументальное изображение Будды, восседающего на змее-наге, ныне выставлена в галерее рядом со святилищем. Под полом башни учёные раскопали глубокий колодец-шахту, где обнаружили сакральные вложения – два небольших листа золота и кусочки горного хрусталя (Chronique de l’année 1935. 1935. P. 483–486). С верхней площадки Ангкор-Вата открывается вид на окрестности, именно с этой точки можно охватить взглядом всё сооружение целиком и в должной мере оценить сложность замысла, чёткость композиции, а также основанную на симметрии уравновешенность всех его частей.
Декоративное оформление
Архитектурно-пластический образ храма дополняет его орнаментальное убранство. Поверхности стен и колонн покрывает изящный растительный узор, в котором преобладает стилизованное изображение лотоса. Длинные фризы из лепестков и цветочных розеток проходят вдоль цоколя и стен сооружений, в то время как крупные лотосовые розетки размещены на потолках некоторых галерей храма. Изогнутые лиственные побеги обрамляют фигуры апсар. В декоративные композиции включены миниатюрные фигуры сидящих отшельников, вооружённых мечами воинов верхом на фантастических львах или противостоящих этим зверям. Нередко узор выполнен так тонко, что напоминает тиснёный, как, например, на западном входном портале, где пространство стены заполняют свёрнутые в кольца лианы, внутри которых помещены фигуры мифических персонажей, в том числе героев «Рамаяны». В оформлении ансамбля важную роль играл цвет: в некоторых частях храма сохранились следы раскраски и позолоты, в колористической гамме преобладают оттенки красного с добавлением оранжевого, белого и чёрного. Центральные башни, судя по надписям 16 в., были позолочены.
Анкгор-Ват в составе памятников Ангкора включён в список Всемирного наследия.