Ангкор
Ангко́р (кхмер. អង្គរ, искажённое от санскр. नगर нагара – город; Яшодхарапура, кхмер. យសោធរបុរ; санскр. यशोधरपुर – город, приносящий славу), комплекс городских поселений на севере Камбоджи (провинция Сиемреап).
Занимает территорию в 400 км2 недалеко от озера Тонлесап, на которой в 9–14 вв. правители кхмерской империи Камбуджадеша возвели более 10 городов, включающих около 1 тыс. монументальных сооружений (храмы, искусственные водоёмы, каналы, мосты и дамбы). Обычно каждый монарх основывал свою собственную столицу, в центре которой воздвигал династийный храм-гору. Города Ангкора представляли собой, как правило, квадратные в плане, огороженные участки с четырьмя въездными воротами, ориентированными по сторонам света. Дороги, ведущие от ворот, пересекались на центральной площади: здесь располагался главный храм-гора, посвящённый божеству, воплощением которого на земле считался король. Планировка городов, окружённых стенами и рвами с водой, соответствовала представлению индуистской космологии, согласно которому в центре мира находилась гора Меру (место пребывания богов), окружённая скалами и омываемая океанами. Города здесь имели плотную жилищную застройку, они были связаны друг с другом сетью дорог и каналов, а их территории с годами накладывались одна на другую. Ангкор был одной из крупнейших городских агломераций средневекового мира.
Район современного Ангкора как новый центр государственности начал застраиваться при правителе Джайавармане II, который за время своего царствования несколько раз переносил столицу, осваивая территории к северо-востоку от озера Тонлесап. Наибольшее развитие получила Харихаралайя, в которой потомок Джайавармана II король Индраварман I построил в 879 г. храмовый комплекс Прэах-Ко в честь своего прославленного предшественника и в 881 г. храм-гору Баконг. Его наследник Яшоварман I основал свою столицу в 11 км от Харихаралайи в районе, известном в наши дни как Ангкор, и назвал его Яшодхарапура (санскр. यशोधरपुर – город, приносящий славу). Занимавший квадрат 4 × 4 км город окружали стены с четырьмя въездами, осевыми дорогами и каналами с водой. Он был сооружён вокруг естественного холма высотой 65 м, на вершине которого Яшоварман I повелел возвести центральный храм Пном-Бакхенг (построен около 900) – пятиярусную пирамиду с пятью святилищами наверху. Место к северу от храма предположительно занимала королевская резиденция, ныне не сохранившаяся. Рядом с городом по распоряжению монарха соорудили гигантское водохранилище Яшодхарататака (Восточный Барай) размером 7,5 × 1,8 км. Это рукотворное озеро с отходящими от него каналами стало частью сложной ирригационной системы, служило источником питьевой воды; оно имело и религиозно-символическое значение. Среди храмов Яшодхарапуры примечателен Прасат-Краван (921): пять кирпичных башен возведены на платформе над маленьким водохранилищем и известны великолепными вырезанными в кирпичной кладке барельефами, некогда ярко раскрашенными.
В 928–944 гг. Яшодхарапура пребывала в забвении, т. к. центр власти был перенесён в г. Лингапура (ныне Кахкае) примерно в 100 км от неё.
Её новый расцвет связан с королём Раджендраварманом II, построившим свою столицу у восточного берега водоёма Яшодхарататака и воздвигнувшим здесь династийный храм-гору Пре-Руп (961). В центре водоёма по его повелению возвели искусственный остров с храмом (Восточный Мебон, середина 10 в.). Его наследник Джайаварман V основал новое поселение в 970-х гг. у западного берега водохранилища и назвал его Джайендранагари (санскр. – город короля-победителя). Символом власти нового короля стал величественный храм Та-Кео, сооружение которого началось около 975 г., но так и не было доведено до конца.
Большие изменения произошли здесь в начале 11 в. Новый повелитель Камбуджадеши Сурьяварман I избрал место для своего дворцового комплекса с небольшим королевским храмом Пхимеанакас (1010) вблизи первой столицы Яшодхарапуры. Во время его правления было начато сооружение второго колоссального водохранилища Западный Барай (размеры 8 × 2,2 км). Наследовавший ему Удайадитьяварман II в центре своей столицы, включившего в себя сооружения предшественника, поместил, как сообщает посвятительная надпись, «Золотую гору», подобную обиталищу богов. Речь идёт о величественном храме-горе Бапхуон (около 1060).
Золотой век могущественной империи Камбуджадеша был отмечен возведением при Сурьявармане II грандиозного храма Ангкор-Ват, одного из крупнейших каменных сооружений в мире и предмета национальной гордости кхмеров. Самым поздним городом в Яшодхарапуре-Ангкоре и лучше всего сохранившимся к настоящему времени поселением здесь стал Ангкор-Тхом, столица Джайавармана VII, с королевским храмом Байон, многочисленные башни которого с четырёх сторон украшают гигантские лики божества. Царствование Джайавармана VII характеризовалось интенсивной строительной деятельностью в Ангкоре. Здесь были возведены два крупных храмово-монастырских комплекса – Та-Пром (около 1186) и Прэах-Кхан (1191), выполнявших также функцию своеобразных буддийских университетов. Чёткой планировкой с возведением святилища посредине бассейна с лечебными, как считали, водами обладает храм Неак-Пеан (конец 12 в.). Ангкор-Тхом оставался процветающим имперским центром на протяжении многих десятилетий.
Из-за накопившихся экономических, политических и экологических проблем Ангкор постепенно пришёл в упадок, а после 1431 г., когда он был захвачен и разграблен армией тайского государства Аюттхая, оставлен кхмерами. Центр государства переместился на юг Камбоджи. Города Ангкора, покинутые людьми, были поглощены тропическим лесом, хотя единичные сооружения, например, Ангкор-Ват, который из индуистского храма переделали в буддийский монастырь, оставались действующими и были местом паломничества верующих. В 1540-х – 1570-х гг. кхмерские короли посещали Ангкор-Ват, по их повелению в галереях на стенах храма были высечены рельефы, восстановлены некоторые разрушенные сооружения ансамбля, позолочены башни святилищ и установлены статуи будд. О значимом для буддистов храме сообщали в своих записках португальские и французские миссионеры в 16–17 вв.
Серьёзное внимание европейцев Ангкор привлёк после публикации в 1868 г. путевых дневников французского натуралиста А. Муо, который во время своих экспедиций в Индокитай в 1858–1861 гг. обнаружил в джунглях к северу от озера Тонлесап древний заброшенный город (Mouhot H. Voyage dans les royaumes de Siam, de Cambodge, de Laos et autres parties centrales de l'Indo-Chine. Paris, 1868). Рисунки с изображениями загадочных храмов, а также красочные и восторженные описания А. Муо вызвали живой интерес у востоковедов и широкой публики. С конца 19 в. начинаются научные исследования городов Ангкора. Большую роль в расчистке памятников, их восстановлении и изучении с 1907 г. играет Французская школа Дальнего Востока (EFEO), реставрационные работы под руководством учёных из этого исследовательского центра продолжаются и в 21 в. Так, в 2011 г. с большим успехом завершились многолетние труды по воссозданию храма Бапхуон, предпринимаются значительные усилия по возвращению исторического облика храму Западный Мебон.
Подробнее об истории открытия, изучения и реставрации Ангкора см. в статье Ангкор. История исследования.
Памятники Ангкора включены в список Всемирного наследия.