Рама (бог)
Ра́ма (санскр. राम), герой древнеиндийского эпоса «Рамаяна»; обожествляется в индуизме как седьмое воплощение (аватара) Вишну. Наряду с Кришной относится к двум наиболее популярным и узнаваемым земным воплощениям Вишну.
Образ Рамы в индийской литературе
Образ Рамы присутствует во множестве письменных памятников, например в пуранах («Вишну-пурана») и религиозно-философском трактате «Йога-Васиштха». Однако ключевым источником, описывающим Раму, является «Рамаяна». Согласно тексту памятника, Рама – правитель Айодхьи на северо-западе Индии (ныне штат Уттар-Прадеш). Он родился в семье царя Дашаратхи. У Рамы три сводных брата, рождённых от иных жён правителя, – Лакшмана, Шатрунга и Бхарата.
Важную роль играет эпизод женитьбы Рамы на Сите. Для получения невесты Рама и его братья приняли участие в состязании по стрельбе из огромного лука, т. н. лука Шивы. Выстрелить из него считалось невозможным для простого человека. Обладая великой силой, Рама сумел сломать лук на две части, что обеспечило ему победу в соревновании и женитьбу на Сите. Взаимоотношения Рамы и Ситы – аллюзия на образы Вишну и его супруги Лакшми.
Когда царь Дашаратха состарился, он решил возвести на трон Раму и выбрал для этого благоприятный день по совету брахманов-астрологов. В то же время одна из супруг Дашаратхи – Кайкейя, мать Бхараты, прислушалась к совету служанки и попросила Дашаратху возвести на трон Бхарату, а Раму изгнать из царства сроком на 14 лет. Царь выполнил просьбу супруги, т. к. был в долгу перед ней (когда-то Кайкейя спасла жизнь Дашаратхи на поле боя). Рама вместе с Ситой отправились в лес Дандака в Насике, наполненный демонами-ракшасами. Сражённый горем от того, что любимый сын покинул царство, Дашаратха умер. Унаследовавший трон Бхарата обвинил свою мать в интригах, нашёл скитавшихся в лесу Раму и Ситу и попросил их вернуться. Однако Рама отказался, заявив, что намерен исполнить приказ отца.
Однажды во время скитаний в лесу Рама встретил ракшасу Шурпанакху, которая влюбилась в него. Получив отказ Рамы, ракшаса разозлилась и попыталась убить Ситу. Сделать это ей не удалось, поскольку за Ситу заступился Лакшмана. Раздосадованная Шурпанакха пожаловалась своему брату Кхаре, который вступил в бой с Рамой. В ходе сражения Кхара был убит. Шурпанакха отправилась на остров Ланка в царство своего брата, демона Раваны, и рассказала ему о необычайной красоте Ситы. Услышав об этом, Равана возжелал прекрасную девушку, похитил её, привёз на Ланку и пытался добиться её благосклонности.
Для освобождения Ситы Рама обратился за помощью к своему брату Лакшмане и царю обезьян Сугриве (в обмен на помощь в противостоянии со злобным Бали, захватившим власть в племени обезьян). После того как Рама одержал победу над Бали, Сугрива собрал войско и выдвинулся на Ланку вместе с Рамой и Лакшманой. Для преодоления водной преграды трое героев начали строить огромный мост. В это время верный друг Рамы Хануман (один из предводителей обезьян, советник Сугривы) перепрыгнул пролив и проник во дворец Раваны, где и обнаружил Ситу. По возвращении Хануман поведал обо всем Раме.
После строительства моста герои вместе с тысячами обезьян переправились на Ланку, где вступили в бой с армией демонов-ракшасов Раваны и его страшными сыновьями Индраджитом и Кумбхакарной. Они были повержены; тогда в бой вступил сам Равана, победить которого Рама смог лишь с помощью волшебной стрелы, оружия Брахмы, дарованного мудрецом Агастьей. После смерти Раваны Рама и Сита вернулись в Айодхью, где Рама стал правителем царства.
Иконография
Помимо литературной традиции, образ Рамы также нашёл свое воплощение в изобразительном искусстве. Как правило, Рама изображается в виде воина с синей, реже зеленой кожей, что соответствует антропоморфному образу Вишну. Важные атрибуты Рамы – лук и колчан со стрелами. Изображение Рамы можно распознать также по присутствию его верных спутников: супруги Ситы, брата Лакшманы, правителя обезьян Ханумана.
Культ Рамы
Становление самостоятельного культа Рамы, обособленного от культа Вишну, началось на рубеже древней и средневековой истории Индии (5–7 вв.). Причинами его обожествления можно считать сакрализацию географических регионов, связанных с легендарной историей этого эпического персонажа. В надписях пещерных храмов Насика, датированных около 120 г., упоминается несколько священных центров, в которых почитался Рама: Суварнамукха, Прабхаса, Супрака, гора Говардхана (где также почитается Кришна) и Раматиртха.
Помимо Южной Азии, в 1-м тыс. культ Рамы вместе с индийской культурой распространился в соседние регионы – Центральную и Юго-Восточную Азию, где появились локальные версии «Рамаяны».
В средневековом индуистском мистическом течении бхакти культ Рамы продолжил развиваться, однако не получил столь большой популярности, как иной аватар Вишну – бог Кришна. В связи с приходом ислама на территорию северной Индии многие индуистские паломнические места и священные памятники пришли в упадок.
Возрождение интереса к культу Рамы произошло в 1-й половине 20 в. в связи с ростом популярности националистического движения Хиндутва. В 21 в. почитание Рамы широко распространено в Индии. Среди мест паломничеств наиболее популярен храм Рамы в Айодхье.