Амлен Марк-Андре
Амле́н Марк-Андре́ (Marc-André Hamelin) (род. 5.9.1961, Монреаль, провинция Квебек), канадский пианист и композитор.
В 1970-е гг. учился игре на фортепиано в Музыкальной школе имени Венсана д’Энди в Филадельфии у Ивонны Юбер (1895–1988), продолжил обучение у Х. Видина и Расселла Шермана в Темпльском университете, где в 1985 г. получил степень магистра музыки. Получил первые премии Канадского музыкального конкурса в номинации «Ступени к мастерству», Международного конкурса пианистов в Претории (обе – 1982), Международного конкурса американской музыки в Карнеги-холле (Нью-Йорк, 1985).
В 1987 г. гастролировал в Европе с Монреальским симфоническим оркестром. В 1994–2000 гг. участник «Фортепианной шестёрки» (Piano Six) – группы канадских пианистов, целью которой была организация просветительских мероприятий (концертных выступлений, мастер-классов и семинаров) в отдалённых населённых пунктах Канады. Приглашённый куратор Международного фортепианного фестиваля в Портленде (сезон 2019–2020).
Критики отмечают высокое техническое мастерство Амлена, его блестящую артикуляцию и обширный исполнительский репертуар. Концерты проходят в крупнейших залах Канады, США, стран Европы и Азии (Китай, Япония, Малайзия), Австралии, Мексики. В России принимал участие в концерте цикла «Камерные вечера в Бетховенском зале Большого театра» (2002); выступал на сцене Концертного зала имени П. И. Чайковского в Москве в 2008, 2013, 2016, 2017, 2019 и 2020 гг.; в Светлановском зале Московского международного Дома музыки – в 2011 г. в рамках абонемента «Высшая лига. Лучшие пианисты мира» и в 2012 г. на фестивале «Русская фортепианная музыка».
Часто концертные выступления Амлена связаны с мировыми премьерами произведений современных канадских и американских композиторов (например, Концерта для фортепиано с оркестром Р. Уигглсворта на фестивале BBC Proms, 2019). Пианист сотрудничает с ведущими оркестрами: Лондонским филармоническим, Новым американским камерным оркестром, Симфоническим оркестром BBC, Королевским оркестром «Консертгебау», Филармоническим оркестром «Ла Скала», Симфоническим оркестром Шведского радио, Австралийским камерным оркестром, Государственным симфоническим оркестром России имени Е. Ф. Светланова и др. Работал с известными дирижёрами: Ш. Дютуа, К. Эшенбахом, Л. Сегерстамом, В. С. Синайским, В. М. Юровским и др. Выступает и записывается в составе камерных ансамблей: в дуэте с виолончелисткой С. Роллан (в 1991 исполнили все сочинения Л. ван Бетховена для виолончели и фортепиано), с пианистом Л. У. Андснесом (в 2018 записали «Весну священную» в переложении для двух фортепиано и Концерт для двух фортепиано И. Ф. Стравинского), с Квартетом Такача, Квартетом Александера, Pacifica Quartet; в дуэтах – с певицей К. Говен, певцом М. Падмором, а также с певицей Дж. К. Эпплбаум, основная область творческих интересов которой – музыка кабаре.
Участвовал в международных фестивалях: Ланодьерском (Канада), «Шубертиада» (Австрия), «Гейдельбергская весна», «Раритеты фортепианной музыки» в г. Хузум (оба – Германия), фортепианной музыки в г. Хельсингборг (Швеция), в г. Портленд (штат Орегон, США), пианистов в г. Оксфорд (Великобритания), камерной музыки в г. Росендал (коммуна Квиннхерад, Норвегия), фестивале-конкурсе исполнителей имени Дж. Энеску в Бухаресте, фестивале музыки Ф. Шопена в Париже, музыкальных фестивалях в г. Мянття-Вилппула (Финляндия), г. Ньюпорт (штат Род-Айленд, США), г. Ла-Рок-д’Антерон (Франция) и др.
Автор свыше 30 произведений, в основном для фортепиано. В их числе – 12 этюдов во всех минорных тональностях, цикл пьес «Con Intimissimo Sentimento» («С глубочайшим чувством»), Вариации на тему Паганини, обработки произведений Ф. Листа и Ф. Шопена. Его «Pavane variée» («Варьированная павана») была обязательным сочинением на Международном музыкальном конкурсе немецкого радио и телевидения ARD в Мюнхене (2014), а Токката на тему «L’homme armé» входила в число обязательных произведений на отборочном туре 15-го Международного конкурса пианистов имени В. Клиберна в г. Форт-Уэрт (штат Техас, США, 2017), где он принимал участие в работе жюри. Сочинения Амлена публикуются издательством Peters.
Сотрудничает со звукозаписывающими компаниями Hyperion Records, New World Records, San Francisco Performances. Дискография насчитывает более 80 записей, включающих произведения В. А. Моцарта, Ф. Шуберта, Р. Шумана, И. Брамса, К. Шимановского, К. Дебюсси, И. Альбениса, Э. Вила-Лобоса, Ч. Айвза, А. Н. Скрябина, И. Ф. Стравинского, С. В. Рахманинова, Н. К. Метнера, Д. Д. Шостаковича, Н. А. Рославца, Н. Г. Капустина. Также исполняет малоизвестную музыку 19–21 вв. [М. Фелдман, Ш.-В. Алькан, У. Болком, Э. фон Донаньи, Софи-Кармен Экхардт-Граматте (1899–1974), Кайхосру Шапурджи Сорабджи (1892–1988), Лео Орнштейн (1893–2022) и др.], собственные сочинения.
Семь премий «Джуно» (1996–1998, 2003, 2006, 2008, в том числе за запись сочинений Ф. Листа, 2012), премия Australian Soundscapes («Австралийские звуковые ландшафты», 1997, за запись произведений Г. Л. Катуара и П. Грейнджера), Премия немецких критиков (1997, 1998, 2006), премия Gramophone (запись этюдов Ф. Шопена в транскрипции Л. Годовского, 2000), премия «Эхо» (2014, за запись поздних фортепианных сочинений Ф. Бузони).
Офицер ордена Канады (2003), Рыцарь национального ордена Квебека (2004).