Зауэр Карл Ортвин
За́уэр Карл О́ртвин (Carl Ortwin Sauer) (24.12.1889, Уоррентон, штат Миссури – 18.7.1975, Беркли, штат Калифорния), американский географ.
В 1908 г. поступил на геологический факультет Северо-Западного университета в г. Эванстон (штат Иллинойс), в 1909 г. перевёлся на географический факультет Чикагского университета, где в 1915 г. получил степень доктора философии. Преподавал в Мичиганском университете (1915–1923). В 1923–1954 гг. возглавлял кафедру географического факультета Калифорнийского университета в Беркли; с 1957 г. почётный профессор того же университета. В 1940–1941 гг. избран президентом Ассоциации американских географов.
Внёс значительный вклад в изучение географии тропических областей мира, особенно регионов Западного полушария с аридным климатом. Уделяя особое внимание физической географии, биогеографии и проводя комплексные полевые исследования, Зауэр вместе с тем широко использовал в своих работах данные смежных наук – антропологии, археологии, этнографии, истории культуры и хозяйства. Один из основоположников культурной географии и американской школы культурного ландшафта, лидер берклийской (калифорнийской) школы американской исторической географии.
В формировании авторской концепции культурного ландшафта на Зауэра оказали глубокое влияние европейские (главным образом немецкие и французские) антропогеографы и этнографы Ф. Ратцель, Э. Хан, П. Видаль де ла Блаш, Ж. Брюн, Р. Градман, а также немецкий географ О. Шлютер, в начале 20 в. введший в научный оборот сам термин «культурный ландшафт». Зауэр подверг резкой критике концепцию географического детерминизма, господствовавшую среди американских географов на рубеже 19–20 вв., преувеличивавших влияние природных факторов на развитие культуры и общества; основное внимание он перенёс на собственно культуру, человеческую деятельность, которую рассматривал как самостоятельный и важнейший ландшафтообразующий фактор. Главной задачей географической науки Зауэр считал изучение взаимозависимости всех составных компонентов ландшафта природного и культурного происхождения, выделяемых для каждого класса явлений. В программной работе «Морфология ландшафта» («The morphology of landscape», 1925) Зауэр дал определение культурного ландшафта как территории, отличающейся характерной взаимосвязью природных и культурных форм; при этом культура интерпретируется как активное начало во взаимодействии с природной средой, природный ареал – как посредник («фон») человеческой деятельности, а культурный ландшафт – как результат их контакта. Данная мировоззренческая установка, восходящая к классическим традициям географического поссибилизма, на несколько десятилетий определила основные направления развития теории культурного ландшафта в американской географии. Зауэр детально исследовал вопросы происхождения культурных растений и исторической географии ранних типов земледельческого хозяйства (особенно в Новом Свете), исторической и культурной географии американских индейцев (преимущественно Юго-Запада США, Западной и Центральной Мексики). В монографии «Происхождение и распространение сельского хозяйства» («Agricultural Origins and Dispersals», 1952) выдвинул т. н. экологическую теорию возникновения производства пищи, резко критиковал сторонников моноцентрической гипотезы зарождения земледелия в эпоху неолитической революции и отстаивал представления о полицентризме происхождения разных типов сельского хозяйства. По Зауэру, древнейший центр земледелия в Старом Свете располагался не на Ближнем Востоке, но в Юго-Восточной Азии, а в Новом Свете – в северных предгорьях Анд. Полемизируя с Г. Чайлдом, Зауэр утверждал, что земледелие едва ли могло самостоятельно возникнуть в речных оазисах аридной полосы Евразии: они сильно подвержены засухам и наводнениям, и их освоение предполагает наличие у местного населения достаточно зрелых гидротехнических навыков. Зауэр считал, что условия для зарождения сельского хозяйства были благоприятнее в более гумидных областях Земли либо в регионах с возвышенным рельефом. Испытавший сильное влияние немецкого диффузионизма (Ратцель, Л. Фробениус и др.), Зауэр исходил из посылки, что вторичные, более поздние, очаги неолитической революции возникли под прямым влиянием нововведений, распространявшихся из первичных центров, и придерживался мнения, что к началу перехода людей к производству пищи они в соответствующих районах уже вели оседлый образ жизни.
В 1931 г. Зауэру присуждалась стипендия Гуггенхейма, в 1936–1965 гг. он был членом отборочной комиссии Мемориального фонда Соломона Гуггенхейма. Награждён медалями Чарлза П. Дейли Американского географического общества (1940), «Вега» Шведского общества антропологии и географии (1957), Александра Гумбольдта Берлинского географического общества (1959), Виктории Королевского географического общества в Лондоне (1975).