Диффузионизм
Диффузиони́зм, теоретическая концепция в этнологии, археологии, отчасти в фольклористике, объясняющая изменения культуры взаимопроникновением (т. н. диффузией) культур. Согласно диффузионизму, определяющую роль в формировании культур играет географическая среда; каждый элемент культуры имеет определённое географическое и этническое происхождение, т. е. возник лишь единожды и впоследствии распространился по земному шару. Задачей исследователя, по мнению сторонников диффузионизма, должно быть определение области происхождения культурного элемента, географии и хронологии его распространения. Диффузионизм сформировался на рубеже 19 и 20 вв. как реакция на господство эволюционизма. При этом большинство представителей диффузионизма, кроме крайних его последователей, сохраняли приверженность идее эволюции и исторического прогресса. Диффузионизм сложился и имел самые сильные позиции в Германии и Австрии – в антропогеографии Ф. Ратцеля, «культурной морфологии» Л. Фробениуса, теории культурных кругов Ф. Гребнера, В. Шмидта и О. Менгина. Диффузионизм имел последователей в Великобритании (У. Риверс, Г. Эллиот-Смит, У. Дж. Перри), Дании (исследователи эскимосских культур К. Биркет-Смит, К. Расмуссен и др.), России (В. Г. Богораз), Югославии (Й. Цвийич), Болгарии (И. Шишманов) и др. Влияние диффузионизма испытали скандинавские археологи О. Монтелиус, С. Мюллер и др. К диффузионизму во многом близки как миграционистские течения в фольклористике и археологии (О. Менгин, Г. Коссина), так и их критики (Г. Чайлд и др.). Не принимая крайностей механицистического диффузионизма, современная наука признаёт значение заимствований в развитии культуры.