Психологическая классификация задач
Психологи́ческая классифика́ция зада́ч, способы разделения задач на группы на основании их особенностей, важных для решения. Огромное количество интеллектуальных задач, которые используются в различных видах практик (обучение, развлечение и др.), могут быть классифицированы по самым разным основаниям: по сложности, степени обобщённости или неопределённости условий, количеству усилий, необходимых для решения, знакомости для решателя и т. д. Однако названные критерии привязаны к интеллектуальным, личностным, профессиональным и другим особенностям решателя и не могут считаться универсальными. Более того, они не содержат в себе никаких подсказок для него. Однако ещё великий венгерский и американский математик Д. Пойа писал, что классификация задач может оказаться полезной для решателя, поскольку хорошая классификация предполагает разделение задач таким образом, что сам класс, к которому она отнесена, предопределяет метод её решения (Пойа. 1976. С. 145). Иногда такие группировки задач наблюдаются у экспертов – специалистов в сфере решения задач в какой-то конкретной области (см. эксперты и новички в области решения задач и проблем). Именно поэтому психологи находятся в поиске таких способов разделения задач на группы, которые опираются именно на те их особенности, которые важны для отыскания решения. К сожалению, полноценных классификаций с такими свойствами пока не создано. В качестве более слабых, но заслуживающих внимания примеров можно привести противопоставление открытых и закрытых задач (Guilford. 1967), а также хорошо определённых и плохо определённых задач (Минский. 1967).