Открытые и закрытые задачи
Откры́тые и закры́тые зада́чи, классификация из двух типов задач, выделенных на основании количества их возможных правильных решений. Такая классификация была предложена под разными названиями (ещё: задачи открытого и закрытого типа, задачи с открытым и закрытым финалом) американским психологом Дж. Гилфордом (Guilford. 1950; 1967). Открытыми он назвал задачи, имеющие большое (в пределе – бесконечное) количество правильных решений. Закрытыми – задачи, подразумевающие фиксированное количество верных ответов, чаще всего один-единственный. Примером задач первого типа могут служить задания из теста невербальной креативности Гилфорда на необычное использование предметов: например, придумайте как можно больше способов использования кирпича (см. статьи Креативность и Тест креативности Гилфорда). Типичная закрытая задача – текстовая задача по алгебре, имеющая единственный или очень ограниченное число правильных ответов. Для решения открытых задач служит дивергентное (англ. divergent – расходящееся), а для закрытых – конвергентное (англ. convergent – сужающееся) мышление. Эта пара типов мышления также была выделена и описана Гилфордом (Guilford. 1967). Противопоставление открытых и закрытых задач получило широкое распространение в нашей стране, в том числе благодаря переведённой на русский язык книге У. Рейтмана (Рейтман. 1968).