Венгрия. Литература
Литерату́ра Ве́нгрии в Средние века была представлена рукописными латиноязычными памятниками: хрониками (анонимные «Деяния венгров» – «Gesta Hungarorum», между 1192 и 1230-ми гг.; «Деяния венгров» Шимона Кезаи, около 1284), житиями, легендами; в них имелись фрагменты на венгерском языке. В виде таких вставок сохранились «Надгробная речь» («Halotti beszéd», конец 12 в.) и «Древневенгерский плач Марии» («Ómagyar Mária-siralom», 13 в.), которые считаются первыми образцами национальной литературы. В 15 в. в Венгрию проникли идеи Возрождения, возникла гуманистическая литература. Первым национальным поэтом в современном значении слова был Я. Паннониус, хотя писал он ещё на латыни. В 16 в. произошёл быстрый подъём литературы на родном языке; в конце века Г. Кароли выполнил новый перевод Библии. Большинство литераторов этого периода – служители церкви (прозаик и издатель Г. Хельтаи, поэт П. Борнемиса). Странствующий певец Ш. Тиноди первым среди венгерских авторов издал свои произведения в виде книги. В лирике Б. Балашши дух фольклора сочетается с традициями европейской ренессансной поэзии.
В литературе Венгрии 17 в. господствовал стиль барокко. Виднейший религиозный полемист эпохи – лидер венгерской Контрреформации архиепископ Эстергомский П. Пазмань; крупнейший поэт – М. Зриньи, автор эпической поэмы «Сигетское бедствие» («Obsidio Szigetianae», 1651). В поэзии И. Дёндёши ощущается влияние маньеризма.
В начале 18 в., в разгар национально-освободительной борьбы против Австрии, пережило расцвет народное песенное творчество патриотического содержания (т. н. песни куруцев). Значительный интерес представляют «Мемуары» князя Ференца II Ракоци. Видный прозаик эпохи – К. Микеш, в творчестве которого, прежде всего в «Письмах из Турции» («Törökországi levelek», опубликованы в 1794), ощутимо влияние стиля рококо. Значительный вклад в обновление венгерской прозы (отказ от барочной риторики) внёс Ф. Фалуди.
2-я половина 18 в. в Венгрии – эпоха Просвещения. Д. Бешшеньеи и его соратники утвердили в литературе стиль классицизма, творчески переосмыслив опыт французских писателей. Поэт и публицист Ф. Казинци в начале 19 в. возглавил движение за создание венгерского литературного языка. В рамках классицистического канона выдержана сыгравшая заметную политическая роль антигерманская историческая драма Й. Катоны «Банк бан» («Bánk bán», создана в 1815; одноимённая опера Ф. Эркеля, 1861); среди развивающих фольклорные традиции сочинений выделяется поэма М. Фазекаша «Мати Лудаш» («Ludas Matyi», 1804). Обе тенденции успешно объединил в своей поэзии М. Чоконаи-Витез, творчество которого не укладывается в рамки просветительской эстетики и предвосхищает более позднюю поэтическую традицию.
В 1820–1830-е гг. литература Венгрии развивалась в русле романтизма. У поэтов Д. Бержени, Ш. и К. Кишфалуди, Ф. Кёльчеи романтическая картина мира ещё сочеталась с классицистической поэтикой. Целиком в русле романтизма находилось творчество поэта и драматурга М. Вёрёшмарти. В обстановке нарастания общественной активности возник социально-критический роман (Й. Этвёш). Вершина развития литературы этого периода – революционная лирика Ш. Петёфи, соединившего романтический метод и поэтику с демократическими идеями и народным пафосом. Складывалась литературная критика; её ведущие представители – Й. И. Байза и обосновавший принцип народности в литературе Я. Эрдейи.
После разгрома революции 1848–1849 гг., когда была утрачена надежда на обретение национальной независимости, в литературе возникла т. н. народно-национальная школа, с её апологией единства нации и отказом от социального критицизма. Писатели нередко изображали общественную жизнь в идиллическом духе, что ощущалось в творчестве плодовитого романиста, широко известного за пределами Венгрии, М. Йокаи. Другие воссоздавали более пессимистичный образ эпохи (в том числе автор сатирических социальных романов К. Миксат). В лирике Я. Вайды доминируют мотивы неудовлетворённости, отчаяния. Гармоничное сочетание оптимистического отношения к миру и отсутствия иллюзий характерно для глубоко народной по духу поэзии Я. Араня. Особое место в литературе этого периода занимает драматург И. Мадач, осмысливавший кардинальные экзистенциальные проблемы.
К концу 19 в. в Венгрию проникли символизм и натурализм. Интенсивное обновление литературы происходило в начале 20 в. в творчестве Э. Ади и других писателей, сплотившихся вокруг журнала Nyugat («Запад», 1908–1941). Ади и его соратники – поэты М. Бабич, Д. Костоланьи, Д. Юхас, прозаики Ж. Мориц, М. Кафка, Д. Круди – отказались от традиционной поэтики и содержательных стереотипов.
Многие направления литературного авангарда – экспрессионизм (в Венгрии он именовался «активизмом»), сюрреализм, конструктивизм – представлены в творчестве венгерского лидера этого движения Л. Кашшака.
В 1920–1930-е гг. в Венгрии укрепилась литература демократической ориентации. Самая мощная её часть – движение «народных писателей», главным образом воссоздававших жизнь венгерского крестьянства в манере т. н. социографии (поэт и прозаик Д. Ийеш, прозаики Л. Немет, П. Вереш, П. Сабо, А. Тамаши, Й. Дарваш и др.).
Журнал Nyugat оставался трибуной для сторонников новизны и демократических, левых течений в литературе; в его орбите находились поэты Л. Сабо, М. Фюшт, М. Радноти, прозаики Ф. Каринти, Ш. Мараи, Е. Тершански-Йожи, Л. Надь, Т. Дери. С журналом был связан и крупнейший поэт этого периода – А. Йожеф.
Ряд писателей, вынужденных покинуть родину после поражения Венгерской советской республики в 1919 г., обосновались в СССР: А. Гидаш, Б. Иллеш, Й. Леньдель и др. Здесь долгое время работал философ-марксист, эстетик и литературовед Д. Лукач.
После образования Венгерской Народной Республики (1949) многие крупные писатели были лишены возможности публиковаться; в то же время в литературу вошли талантливые представители рабочей и крестьянской среды, в том числе поэты Ф. Юхас, Л. Надь, Л. Беньямин, М. Ваци, И. Шимон, прозаики Т. Череш, Э. Фейеш, Ф. Шанта, И. Эркень, Л. Мештерхази, Д. Фекете, драматург И. Шаркади. Все они начинали свой путь под знаком социалистического реализма, однако постепенно в их творчестве вызревали социально-критические тенденции.
В 1960–1970-е гг. в литературу пришли или вернулись многие писатели, не разделявшие социалистических идей и ранее находившиеся на периферии литературного процесса: прозаики М. Сабо, И. Манди, М. Месёй, И. Кертес, Г. Оттлик, М. Сенткути, поэты Я. Пилински, Ш. Вёреш, А. Немеш-Надь. В 1970-х гг. в литературу влилась молодёжь, сочетавшая политическую оппозиционность с эстетической; в творчестве этих писателей воплощены различные формы модернизма и неоавангарда (прозаики П. Эстерхази, П. Надаш, поэт Д. Тандори и др.).
Провозглашение Венгерской Республики (1989) открыло дорогу разным литературным тенденциям, главным образом в русле постмодернизма. В творчестве ряда писателей доминировала резкая социальная критика, направленная прежде всего на уродливые формы постсоциалистической действительности (Ш. Тар и пр.). В 1990-е гг. венгерский читатель узнал многих писателей, ранее находившихся во внешней или внутренней эмиграции (прозаик Д. Конрад, прозаик и эссеист Б. Хамваш, поэт Д. Петри). Прозаик И. Кертес был удостоен Нобелевской премии по литературе (2002). Начало 21 в. знаменовалось отходом от постмодернизма и усилением аналитических тенденций, не связанных с идеологией (К. Тот, Я. Лацфи, Я. Тереи, Л. Парти-Надь и др.).