#Венгерские писатели 20 векаВенгерские писатели 20 векаИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегВенгерские писатели 20 векаВенгерские писатели 20 векаНайденo 10 статейСтраны мира. ЛитератураСтраны мира. Литература Венгрия. ЛитератураЛитерату́ра Ве́нгрии в Средние века представлена рукописными латиноязычными памятниками, в которых имелись фрагменты на венгерском языке: первые образцы национальной литературы – «Надгробная речь» (конец 12 в.) и «Древневенгерский плач Марии» (13 в.). С 15 в. развивалась литература Возрождения. Первый национальный поэт – Я. Паннониус. В 16 в. произошёл быстрый подъём литературы на венгерском языке. В 17 в. господствовал стиль барокко (М. Зриньи). 2-я половина 18 в. – эпоха Просвещения и утверждения классицизма в литературе. В 1820–1830-е гг. литература Венгрии развивалась в русле романтизма; возник социально-критический роман; складывалась литературная критика. Крупнейший поэт – Ш. Петёфи. К концу 19 в. в Венгрию проникли символизм и натурализм. Интенсивное обновление литературы происходило в начале 20 в. в творчестве писателей, сплотившихся вокруг журнала Nyugat («Запад», 1908–1941); лидер этого движения – Л. Кашшак. В 1920–1930-е гг. укрепилось движение «народных писателей»; с середины 20 в. в литературу вошёл социалистический реализм. В 1960–1970-е гг. в литературу пришли писатели, не разделявшие социалистических идей; их творчество – в русле модернизма и неоавангарда. Провозглашение Венгерской Республики (1989) открыло дорогу разным литературным тенденциям, главным образом в русле постмодернизма. Начало 21 в. знаменовалось усилением аналитических тенденций, не связанных с идеологией. И. Кертес – лауреат Нобелевской премии по литературе (2002).Литераторы Хамваш БелаХа́мваш Бе́ла (1897–1968), венгерский писатель, литературный критик, культуролог. В многочисленных очерках и книге «Scientia sacra: Духовная история доисторического человечества» (сокращённое издание 1988) развил концепцию духовной эволюции человека, согласно которой после «золотого века» (длился до 6 в. до н. э.) человечество находится в перманентном, всё более углубляющемся кризисе, конец которому положит наступающая «эра Водолея». Не принимая в целом крайностей авангардизма, особую роль отводил сюрреализму, усматривая в нём признаки искусства новой эпохи: книга «Революция в искусстве: Абстракционизм и сюрреализм в Венгрии» (1947; совместно с супругой К. Кемень). Романам Хамваша «Карнавал» (издан в 1985), «Единорог» (издан в 1987) и другим свойственны философичность, многозначность образов.Литераторы Надь ЛайошНадь Ла́йош (1883–1954), венгерский писатель. Наибольшую известность получил как мастер коротких прозаических жанров: новеллы «Вдовы» (1908), «В конторе Грюна после обеда» (1910), «Случай на хуторе» (1917), «Мать» (1931), серия фельетонов «Невозможное естествознание» (1921) и др. Для произведений Надя, проникнутых обличительным антибуржуазным пафосом, характерен лаконичный, язвительный язык.Литераторы Сабо МагдаСа́бо Ма́гда (1917–2007), венгерская писательница. Произведения отличаются психологической глубиной и занимательностью сюжета: романы «Фреска» (1958), «Лань» (1959), «Улица Каталин» (1969), «Созерцатели» (1973), «Дверь» (1987). На автобиографическом материале построены романы «Старомодная история» (1977) – главное сочинение Сабо, «Старый колодец» (1970) и «Für Elise» (2002). Большой популярностью пользовались молодёжные романы: «Авигея» (1970) и др.Литераторы Мараи ШандорМа́раи Ша́ндор (1900–1989), венгерский писатель. В прозе стремился показать человека во всей полноте социальных и психологических аспектов бытия: романы «Исповедь буржуа» (1934–1935), «Синдбад едет домой» (1940), «Гастроли в Больцано» (1940), «Свечи сгорают до основания» (1942), «Мир на Итаке» (1952) и др.Литераторы Немет ЛаслоНе́мет Ла́сло (1901–1975), венгерский писатель, публицист. С 1933 г. один из лидеров движения «народных писателей», выступал с почвеннических позиций, считал крестьянство основой нации. В публицистике 1930–1940-х гг. развивал демократические идеи, проповедовал «социализм без марксизма»: сборники статей «Венгры и Европа» (1935), «Качественная революция» (1940) и др. Темы крестьянской жизни, ответственности интеллигенции перед народом – в центре психологических романов «Траур» (1936), «Вина» (1936), «Отвращение» (1947), «Эстер Эгетё» (1956), «Милосердие» (1965) и др. Широкую известность принесли пьесы, рисующие сильные характеры в остром конфликте с окружающим миром: «Сечени» (1946), «Галилей» (1953), «Смерть Ганди» (1963) и др.Литераторы Мештерхази ЛайошМе́штерхази Ла́йош (1916–1979), венгерский писатель. Творчество отличают тонкий психологизм, склонность к иносказанию: романы «Пора невинности» (1963), «Пора возмужания» (1967), «Отцовское сердце» (1971); сборник фантастических повестей и рассказов «Семпитернин» (1975) и др. Наиболее значительное произведение – философский роман «Загадка Прометея» (1973). В эстетике социалистического реализма написаны: роман о героях Венгерской советской республики 1919 г. «В нескольких шагах граница» (1958); сборник рассказов «Верность» (1952); роман «Светлые ветры» (1956); драма «Одиннадцатая заповедь» (1961).Литераторы Шанта ФеренцШа́нта Фе́ренц (1927–2008), венгерский писатель. Широкую известность получили философские повести: «Пятая печать» (1963), затрагивающая тему морального долга; «Двадцать часов» (1964) – о катастрофическом положении венгерских крестьян после 1956 г. (см. Венгерское восстание 1956); «Предатель» (1966) – о враждебности любой идеологии человеческой жизни. Социальная тематика доминирует в сборниках рассказов «Волки у порога» (1961), «Бог на телеге» (1970) и др.Литераторы Миксат КальманМи́ксат Ка́льман (1847–1910), венгерский писатель, почётный член Венгерской академии наук (1889). Автор сборников рассказов о провинциальных нравах: «Свояки-словаки» (1881) и «Добрые палоцы» (1882). В поздней прозе, сочетающей черты романтизма и реализма, усилилось социально-критическое начало: романы и повести «Осада Бестерце» (1894), «Новая Зриниада» (1898), «Зонт Святого Петра» (1895), «Странный брак» (1900), «История Ности-младшего и Мари Тоот» (1906–1907).Литераторы Мориц ЖигмондМо́риц Жи́гмонд (1879–1942), венгерский писатель. В романах «Мотылёк» (1925), «Барские затеи» (1927), «Родственники» (1930) реалистическая картина мира сочетается с поэтикой экспрессионизма. Для прозы характерны социально-критический пафос, сочувствие бедноте, поиск одухотворённых сильных характеров («Эрдей», 1922–1935, «Шандор Рожа», 1941–1942).