Вайс Иоганнес
Вайс Иога́ннес (Johannes Weiß) (3.7.1941, Хелленталь, ныне земля Северный Рейн – Вестфалия), немецкий социолог, специалист в области социологической теории, социальной философии и социологии культуры. Изучал социологию в Кёльнском университете, где в 1969 г. защитил магистерскую и докторскую диссертации. Вторую докторскую диссертацию защитил в Университете Дуйсбурга в 1975 г. С 1969 г. научный ассистент, с 1977 г. экстраординарный профессор Педагогического института, а затем Университета Дуйсбурга. С 1981 г. ординарный профессор социологической теории и философии социальных наук Университета Касселя. Выявил религиозно-социологическое ядро исследовательской программы М. Вебера, став провозвестником «веберовского ренессанса» в социологии. Автор работ по неомарксизму, феноменологии и социологическому конструктивизму.
Соиздатель журнала Soziologische Revue с 1983 по 1992 гг., с 1984 по 1988 гг. возглавлял его редакцию. Являлся соиздателем журнала Sociologia Internationalis. С 1999 по 2002 гг. главный редактор журнала Soziologie: Forum der Deutschen Gesellschaft für Soziologie. Член редколлегий изданий Berliner Journal für Soziologie, Self and Agency, Journal of Applied Sociology. Директор-основатель Института наук о культуре Университета Лейпцига (1991–1993), награждён медалью Каспара Борнера за заслуги по обновлению Университета Лейпцига. Почётный член Коллегиума имени Макса Вебера Университета Эрфурта. В 1998–2002 гг. член президиума Немецкого социологического общества.
Автор 8 книг и более 130 статей, многие из которых переведены на английский, итальянский, французский, японский, русский и другие языки. Соавтор 15 коллективных монографий. Главными работами считаются «Основоположение социологии Максом Вебером» (1975), «Творчество Макса Вебера в марксистской рецепции и критике» (1981), «Разум и уничтожение» (1993), «Многозначность модерна» (1998) и др. Издал том «Понимающая социология и свобода от ценностных суждений» в рамках Полного собрания сочинений Макса Вебера (2018) и переиздание 1-й версии веберовского сочинения «Протестантская этика и дух капитализма» (1904–1905) с комментариями и перечнем изменений и дополнений во 2-м издании 1920 г. (2016).
Ключевая тема творчества И. Вайса – идейное наследие Макса Вебера. Главная книга Вайса «Основоположение социологии Максом Вебером» (Weiss. 1975) «образует наиболее чувствительный нерв нынешнего веберовского ренессанса, в центр которого выдвинулась нравственно-религиозная проблематика и её основные интенции приобрели программный характер» (Давыдов. 2010. С. 371). И. Вайс развивает линию Р. Бендикса, считавшего всю веберовскую социологию продолжением его социологии религии. Впоследствии Ф. Тенбрук наиболее полно обобщил основные идеи этого направления в вебероведении (Тенбрук. 2020).
В разработанной Вайсом религиозно-социологической программе веберовской социологии можно выделить 3 значимых аспекта. Во-первых, это попытка снять противоречия между индивидуальным и общим в наукоучении М. Вебера в рамках его антинатуралистической социологии. Во-вторых, включение аксиологической проблематики (в том числе проблем соотнесения с ценностями и свободы от оценочных суждений) в исследовательскую программу, которая носит конфликтный, противоречивый и антиномичный характер. В-третьих, ключевая роль социологии религии в творчестве Вебера.
Становление Вайса как вебероведа примечательно тем, что большинство исследователей веберовского наследия начинали с реконструкции работ классика, далее переходили к их систематизации применительно к тем или иным проблемам современности и лишь затем приступали к актуализации. Вайс с первой своей крупной работы (Weiss. 1975) пошёл другим путём, стремясь доказать актуальность поставленных М. Вебером проблем и предложенных им решений. Как современные теории, так и актуальные социальные проблемы рассматриваются им сквозь призму веберовской социологии: оптика Вебера применяется им к марксизму и неомарксизму (Weiss. 1981; 1986; Вайс. 1995), феноменологии (Weiss. 1971), действию (Weiss.1998), понятию модерна (Mehrdeutigkeiten der Moderne. 1998).
И. Вайс испытывает особый интерес к России: конфликт и взаимная критика, взаимовлияние и взаимопроникновение марксизма и веберианства – одна из наиболее часто встречающихся тем в его творчестве (Weiss. 1981; 1986; Вайс. 1995). В 1920-е гг. русское вебероведение переживало расцвет в резко прерванном в 1930-е гг. тесном диалоге с марксизмом. В своей книге, посвящённой марксистской рецепции и критике творчества Макса Вебера (Weiss. 1981), Вайс отмечает этот факт, не находя при этом убедительного объяснения для внезапного прекращения многообещающего диалога русских марксистов с Вебером и отсутствия этого диалога в 1930-е, 1940-е и 1950-е гг. Это объясняется вмешательством политики в науку (Davydov. 1995. S. 210), что становится лейтмотивом в главе «Проблема онаучивания социального жизненного мира» (Вайс. 1995). Главное отличие подхода И. Вайса, разделяющего веберовскую парадигму, от марксизма состоит в том, что «М. Вебер никогда не ставил перед собой задачи преобразования мира. Никогда его позиция не была догмой» (Межуев. 1995. С. 79).