У́мственное де́йствие, действие человека, которое выполняется во внутреннем (умственном) плане без опоры на внешние средства; одно из ключевых понятий теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий П. Я. Гальперина. Описаны шесть этапов формирования умственного действия: мотивационный, этап составления схемы ООД, этап формирования действия в материальной форме, в громкой социализированной речи, во внешней речи «про себя», в скрытой речи. Процесс формирования умственного действия есть процесс интериоризации. Гальпериным также выделены четыре основные группы условий формирования нового действия с заданными свойствами: формирование адекватной мотивации действий ученика; обеспечение правильного выполнения действия; воспитание его требуемых свойств; превращение его в желаемую, обычно в умственную, форму.
Аннотация