Уэйк Уильям
Уэ́йк Уи́льям (William Wake) [26.1(5.2).1657, Бландфорд-Форум, графство Дорсет, Англия – 24.1(4.2).1737, Лондон], английский церковный и государственный деятель, клирик Церкви Англии. Декан Эксетерского собора (1703–1705), епископ Линкольнский (1705–1716) и 82-й архиепископ Кентерберийский (1715–1737).
Ранние годы
Родился в семье полковника английской армии Уильяма Уэйка и Эми Уэйк, урождённой Катлер. Родители Уэйка были убеждёнными роялистами; его дед, отец и дядя в период Английской революции 17 в. неоднократно подвергались тюремному заключению за верность королям свергнутой династии Стюартов. В возрасте 6 лет Уильяма отдали в бландфордскую школу; через несколько лет из-за смены школьного руководства он перешёл в частную школу в Юэрн-Минстере, но позже вернулся в школу Бланфорда. Уильям отличался хорошей успеваемостью, и в конце февраля 1673 г. поступил в колледж Крайст-черч Оксфордского университета, где вскоре был удостоен степеней бакалавра (1676) и магистра (1679) свободных искусств. В университете Уильяму покровительствовал друг их семьи, декан колледжа Крайст-черч, а позже епископ Оксфордский Дж. Фелл. 25 сентября (5 октября) 1681 г. Фелл рукоположил Уэйка в диаконы, 12(22) марта 1682 г. – в священники.
Священник и епископ
После священнической хиротонии Уэйка назначили одним из проповедников («лектором») в храме Святого Мартина в Оксфорде. Вскоре по рекомендации Дж. Фелла Уэйк отправился во Францию в качестве капеллана английского посольства и находился в Париже с июня 1682 г. по сентябрь 1685 г. Здесь он установил хорошие отношения с французским католическим духовенством. Уэйк тепло отзывался о многих аспектах современного ему католичества, таких как монашество, украшение храмов и торжественное богослужение. При этом к другим проявлениям католической церкви, таким как иконопочитание, латинский язык литургии, причащение мирян под одним видом (Уэйк называл причащение только хлебом «Half-Communion», буквально «полупричащение») и верховенство папы Римского, он относился резко отрицательно. Особенное отторжение у него вызывало учение Римско-католической церкви о том, что без принадлежности к ней христианин не может обрести спасения. В Париже Уэйк познакомился с книгой епископа Ж.-Б. Боссюэ «Толкование доктрины католической церкви по причинам разногласия» («Éxposition de la doctrine de l'église catholique sur les matières de controverse», 1671). В ответ на неё Уэйк написал первый собственный большой труд – «Объяснение учения Церкви Англии» («An Exposition of the Doctrine of the Church of England», 1686). В ней он привёл аргументы в защиту англиканских взглядов на спорные моменты христианского вероучения. Несмотря на полемический характер книги, Уэйк утверждал, что он согласен с Боссюэ в «наиглавнейшем», к чему сам он относил веру в Бога и Иисуса Христа, а также признание древних символов веры. Хотя Уэйк написал эту книгу во Франции, она была издана лишь по его возвращении на родину, в 1686 г., когда в Англии уже правил король-католик Яков II Стюарт. Это сделало Уэйка одним из лидеров антикатолического движения этого периода и сблизило его с видными представителями лондонского духовенства, включая будущего архиепископа Кентерберийского Т. Тенисона. Вскоре после выхода «Объяснения» он написал ещё несколько полемических работ, посвящённых Евхаристии (1687), учению о чистилище (1687) и «идолопоклонству» католиков (1688). В 1693 г. Уэйк опубликовал сборник собственных переводов раннехристианских авторов, включавший работы, традиционно приписываемые Клименту Александрийскому, Поликарпу Смирнскому, Игнатию Антиохийскому, апостолу Варнаве, а также «Пастырю Ермы» («The Genuine Epistles of the Apostolical Fathers», 1693). Эта книга поддерживала стремление Уэйка продемонстрировать близость современной ему Церкви Англии к практике раннего христианства.
После «Славной революции» 1688–1689 гг. полемические работы Уэйка и его твёрдая оппозиция религиозной политике Якова II обеспечили ему быстрое продвижение в церковной карьере. Он стал проповедником при Грейс-Инн (1688), каноником Оксфордского собора (1689) и, наконец, настоятелем известной лондонской церкви Святого Иакова на Пикадилли (1693). Несмотря на это, позиция Уэйка по отношению к Вильгельму III Оранскому и Марии II была умеренной: сам он с готовностью присягнул им как новым монархам, но при этом сохранял сочувствие к нонджурерам (от англ. non-jurors – неприсягнувшие, т. е. отказавшиеся в 1688 присягнуть Вильгельму III Оранскому) и отказывался выступать против них. Уэйк последовательно отказался принять назначения епископом Батским и Уэллским и епископом Нориджским, поскольку эти кафедры освободились из-за того, что с них были изгнаны епископы-нонджуреры (соответственно Т. Кен и У. Ллойд). Это вызвало охлаждение прежде хороших отношений между Уэйком и архиепископом Кентерберийским Дж. Тиллотсоном.
Будучи настоятелем церкви Святого Иакова, Уэйк на время оставил полемическую деятельность и посвятил себя заботам о прихожанах. Он несколько раз в неделю совершал богослужение и еженедельно читал прихожанам лекции о христианской вере. Позже он опубликовал эти лекции в формате книги «Объяснение основ христианской религии» («The Principles of the Christian Religion Explained», 1699). Эта книга получила широкое распространение в качестве учебника для школ и пособия для проповедников; в 18–19 вв. она регулярно переиздавалась.
На рубеже 17 и 18 вв. Уэйк выступил против Ф. Аттербери и крайних сторонников «Высокой церкви», отстаивая принципы абсолютного верховенства королевской власти в делах Церкви. В ходе этого спора Уэйк написал два труда – «Доказательства верховенства христианских государей над церковными соборами» («The Authority of Christian Princes over Their Ecclesiastical Synods Asserted», 1697) и «Положение Церкви и духовенства в Англии» («The State of the Church and Clergy of England», 1703). Вторая работа представляла собой фундаментальную историю английских церковных соборов и заслужила признание научного сообщества.
В 1700 г., после написания, но ещё до публикации «Положения Церкви», архиепископ Кентерберийский Т. Тенисон предложил Уэйку Бристольскую кафедру. Однако Уэйк, любивший свой приход, и на этот раз отказался от епископского достоинства, чем вызвал гнев архиепископа, обвинившего его в пренебрежении «долгом перед Церковью». Не желая идти на конфликт с Тенисоном, с которым его связывала дружба, в ноябре 1701 г. Уэйк согласился принять должность декана Экзетерского собора [занял кафедру 14(25) февраля 1703]. Он сохранил место настоятеля в церкви на Пикадилли, которой посвящал бо́льшую часть своего времени. В июле 1705 г., вновь по настоянию Тенисона, Уэйк принял назначение на кафедру епископа Линкольнского. 21 октября того же года Уэйк был рукоположен в архиерейский сан.
В качестве епископа Уэйк проявил себя хорошим администратором и ещё лучшим пастырем. Он разделял убеждение архиепископа Т. Тенисона, что в условиях официальной терпимости по отношению к нонконформистам единственный верный путь для Церкви Англии – укрепление дисциплины и пастырской ответственности среди духовенства. Уэйк лично и очень подробно беседовал с кандидатами в священный сан, каждые 3 года объезжал храмы своей епархии, проповедуя и совершая конфирмации. В 1712 г., осуществляя визитацию (объезд епархии), Уэйк конфирмировал более 18 тыс. юношей и девушек. Не ограничиваясь традиционным кратким опросом настоятелей о состоянии церковного имущества, он интересовался многими аспектами пастырской деятельности и личной духовной жизни священников. При этом Уэйк старался действовать с духовенством без излишнего формализма, предпочитая совет и убеждение приказам. Подход Уэйка к епископскому служению был воспринят его преемниками на кафедре; в 18 в. многие английские архиереи видели в нём образец для подражания.
Архиепископ Кентерберийский
После кончины Т. Тенисона 17(28) декабря 1715 г. Уэйк был назначен новым архиепископом Кентерберийским. Формальное избрание прошло 5(16) января 1716 г., а 16(27) января состоялась конфирмация. На Кентерберийской кафедре он следовал подходу, заложенному Тенисоном и им самим в качестве епископа Линкольнского. Он часто лично опрашивал и рукополагал священников и диаконов, совершал регулярные визитации своей епархии, принуждал соборное духовенство, зачастую ведшее светскую жизнь, к регулярному исполнению своих обязанностей.
Архиепископ свободно владел французским, латинским и древнегреческим языками и поддерживал активную переписку с рядом современных ему протестантских и католических церковных деятелей Ганновера (Г. В. Лейбниц), Пруссии (Д. Яблонский), Нидерландов (Ж. Леклерк), Швейцарии (Ж.-А. Турреттини), Франции (Э. Дюпен, П. П. де Жирарден, П.-Ф. ле Курайе). Он полагал, что различия между англиканами, реформатами и лютеранами носят второстепенный характер, а в том, что касается сути христианской веры, все основные направления протестантизма едины. Во Франции Уэйк переписывался со сторонниками янсенизма и галликанства, однако эти контакты носили академический и частный характер.
В политическом отношении Уэйк продолжал занимать центристскую позицию, стараясь не противопоставлять себя основным партиям того времени – тори, поддерживавшим «Высокую церковь» с её ортодоксией и опасениями народной религиозности, и вигам, которые поддерживали «Низкую церковь» с её большей терпимостью к разнообразию взглядов внутри Церкви Англии и мягкой политикой по отношению к нонконформистам. Он был против преследований нонджуреров, но не потому, что сочувствовал их идеям, а потому, что в принципе отрицательно относился к насилию в вопросах совести. Долгое время поддерживая вигов, к концу 2-го десятилетия 18 в. Уэйк выступил против латитудинарианства (от лат. latitudo – широта) – совокупности богословских идей, свойственных «Низкой церкви», которые подчёркивали важность этической составляющей христианства в ущерб догматике и обрядности. В 1714 г. Уэйк был на стороне вигов против «Акта о схизме», требовавшего от учителей и владельцев школ получать на свою деятельность разрешение от местного епископа (таким образом фактически запрещались школы нонконформистов), а в 1718 г. он выступал против отмены того же акта, поскольку опасался, что это станет первым шагом на пути дальнейших уступок нонконформистам.
Такие колебания в вопросах политики привели к недоверию между Уэйком и правительством, а также лично королём Георгом I. Ситуацию для архиепископа ухудшали его близкие отношения с принцем Уэльским Георгом Августом (будущим Георгом II) и его супругой Каролиной Бранденбург-Ансбахской, которые по личным и политическим причинам находились в конфликте с королём и были отлучены от двора. После 1719 г. Уэйк почти перестал посещать королевский двор и участвовать в политической и даже церковной жизни Великобритании, сосредоточившись на управлении своей епархией, научных трудах и переписке. Он не смог восстановить своего положения даже после кончины Георга I (1727), поскольку против него выступал Р. Уолпол, фактически контролировавший государственное управление. Тем не менее архиепископ совершил коронацию Георга II и Каролины 11(22) октября 1727 г. После кончины супруги (1731) здоровье Уэйка сильно ухудшилось, и он поручил многие церковные дела своему зятю Дж. Линчу. Линч был хорошим администратором, но одновременное занятие им множества церковных должностей вызывало критику в обществе и снижало нравственный авторитет Уэйка.
Архиепископ скончался в Ламбетском дворце 24 января (4 февраля) 1737 г. Его похоронили 9(20) февраля рядом с супругой в приходской церкви лондонского района Кройдон. В этом храме на тот момент уже покоились три архиепископа Кентерберийских – Э. Гриндал, Дж. Уитгифт и Г. Шелдон.
Семья и память
1 (11) октября 1688 г. Уильям Уэйк женился на Этелреде Хоуэл, дочери нетитулованного дворянина У. Хоуэла из Иллингтона. Их сочетал браком друг Уэйка Т. Шарп, будущий архиепископ Йоркский. Брак был счастливым, и у Уэйков родилось 13 детей, из которых до совершеннолетия дожили лишь 5 дочерей – Эми, Этелреда, Хестер (Эстер), Дороти и Магдалена. Все они вышли замуж и имели детей. Правнучка Уэйка, Э. Бенетт (1776–1845), стала геологом и палеонтологом, одной из первых английских женщин-учёных. Свои книги, среди которых было несколько древних рукописей Нового Завета, Уэйк завещал оксфордскому колледжу Крайст-черч. Также он оставил денежный вклад на содержание школы в своём родном Бландфорд-Форуме, ныне это Бландфорская англиканская начальная школа имени архиепископа Уэйка.
Известно несколько прижизненных изображений Уэйка. Портреты маслом, написанные Т. Гибсоном и Т. Мюрреем, хранятся в оксфордском колледже Крайст-черч. Портрет маслом работы Т. Хилла (около 1725) находится в Национальной портретной галерее в Лондоне. В Ламбетском дворце хранятся портреты работы Дж. Эллиса (1732) и А. Вуда (1736).