Уайтрид Рейчел
Уа́йтрид Ре́йчел (Rachel Whiteread) (род. 20.4.1963, Илфорд, графство Эссекс, ныне в черте Лондона), британский скульптор, график, автор инсталляций.
Отец, Томас Уайтрид (1928/1929 – 1988), – преподаватель географии. Мать, Патриция Уайтрид, урождённая Ланкастер (1931–2003), – художница, обращалась к проблематике защиты окружающей среды и феминизма, участвовала в выставках в Институте современного искусства в Лондоне («Women's Images of Men», 1980).
Р. Уайтрид в детстве проводила много времени в мастерской матери, занимаясь рисованием, изготовлением коллажей и поделок из папье-маше. Разделяя художественные взгляды матери, проявляла интерес к британскому современному искусству (Э. Каро, Б. Райли). Впоследствии среди повлиявших на неё художников отмечала Л. Буржуа, А. Мартин, Б. Наумана, Р. Серра и С. Твомбли, среди мастеров прошлого – Пьеро делла Франческа и Т. Жерико. Интересовалась также искусством Древнего мира в собрании Британского музея, в частности феноменом древнеегипетских ложных дверей, что в дальнейшем отразилось в её творчестве.
Прошла курс основ изобразительного искусства в Мидлсекском политехническом институте в Лондоне, затем поступила в Брайтонский политехнический институт на отделение живописи (1982–1985). Рейчел Уайтрид. Торс. 1988.
Галерея Тейт, Лондон.После посещения мастер-класса Р. Уилсона заинтересовалась техникой отливки. В 1985–1987 гг. училась в магистратуре Школы изящных искусств Слейда Университетского колледжа Лондона на отделении скульптуры. Среди её преподавателей – скульпторы Ф. Барлоу и Э. Уайлдинг, поощрявшие опыты Уайтрид по «объективации» простых вещей, например ложек и грелок, посредством изготовления их копий-симулякров в технике отливки («Торс», 1988, Галерея Тейт, Лондон).
Рейчел Уайтрид. Поверхностное дыхание. 1988.
Национальная галерея искусства, Вашингтон.Постепенно диапазон её экспериментов расширялся от малых предметов к мебели и далее – к пространству интерьера. Так Уайтрид сделала свою первую большую скульптуру «Шкаф» (1988) – гипсовый слепок внутреннего пространства гардероба, который она покрыла чёрным войлоком. За ней последовала работа в такой же стилистике «Поверхностное дыхание» (1988, Национальная галерея искусства, Вашингтон) – слепок пустого пространства под кроватью. В этих произведениях уже проявился характерный для неё метод выявления «негативных пространств» (negative space) в повседневных вещах и в интерьере.
После получения степени магистра представила свои работы «Мантия», «Поверхностное дыхание», «Торс» и «Шкаф» на персональной выставке в галерее Карлайл в лондонском районе Ислингтон (1988). С этого времени, придерживаясь метода «негативной», т. е. обратной, отливки, использовала в качестве материалов зуботехнический гипс, воск, бетон, полимерную смолу, резину, папье-маше. При этом сами объекты и интерьеры, по формам которых делались скульптуры, часто разрушались в процессе создания «негативов». Впервые такую технологию в искусстве применил Б. Науман («Слепок пространства под моим стулом», бетон, 1965–1968, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло). Более ранние примеры созданы в ходе археологических раскопок в Помпеях, где по методу Дж. Фиорелли со 2-й половины 19 в. производились гипсовые заливки пустот, образовавшихся в слое пепла на месте истлевших тел. Работа Уайтрид «Без названия (Сотня пространств)» (1995) стала оммажем Науману.
В 1990 г. выполнила инсталляцию «Призрак» (Национальная галерея искусства, Вашингтон) – гипсовый слепок гостиной в заброшенном доме викторианской эпохи на севере Лондона, обстановка которого напоминала расположенный рядом дом её родителей. «Призрак» представлял собой масштабную «посмертную маску» комнаты и её обитателей, будучи также «мавзолеем» прежнего образа жизни, подвергшегося трансформации в период господства консерваторов (тэтчеризм), когдаРейчел Уайтрид. Призрак. 1990.
Национальная галерея искусства, Вашингтон. британское правительство осуществляло проект приватизации государственного жилья и реновации городской среды. Покинутые человеком или просто безлюдные места привлекали Уайтрид с детства: заброшенные временные домики, построенные после Второй мировой войны на месте разрушенных бомбёжками кварталов, Хайгейтское кладбище в Лондоне, где художница работала в 1980-х гг., реставрируя надгробия, пустующие фабричные здания рядом с её студией на Карпентерс-роуд в лондонском районе Стратфорд. В дальнейшем интерес к ним неоднократно выражался в проектах Уайтрид, среди которых, помимо скульптурных инсталляций, была также фотографическая серия «Снесено» (1996), где она запечатлела снос (подрыв) модернистских жилых массивов Лондона. «Призрак» был показан в лондонской галерее Чизенхейл, где эту работу приобрёл коллекционер Ч. Саатчи. Он включил её в состав первых выставок движения «Молодые британские художники» (Young British artists, YBA; 1992, галерея Саатчи, Лондон). Уайтрид, в отличие от других представителей YBA (Д. Хёрст, братья Дж. и Д. Чепмены, С. Лукас, Т. Эмин), мало интересовалась коммерческой и эпатажной сторонами искусства, хотя, так же как и они, достигла успеха и признания. Вместе с YBA выставляла свои произведения на выставках «Brilliant!» (1995–1996; Художественный центр Уокера, Миннеаполис; Музей современного искусства, Хьюстон) и «Sensation» (1997–2000; Королевская академия художеств, Лондон; Музей современного искусства «Гамбургский вокзал» в составе Государственных музеев Берлина; Бруклинский музей, Нью-Йорк).
В 1990-х гг. приобрела известность как мастер паблик-арта. Самый громкий проект Уайтрид – инсталляция «Дом» на Гроув-роуд в лондонском Ист-Энде (1993), где она применила свою авторскую технику «негативной» отливки к трёхэтажному жилому зданию, идущему под снос: залила бетоном его интерьер, создав таким образом материализованный «призрак» типовой викторианской застройки. Проект был организован некоммерческой организацией Artangel и задумывался как временная инсталляция, хотя энтузиасты современного искусства надеялись, что она будет сохранена либо передана в музейное или галерейное собрание. Несмотря на то что «Дом» стал событием в художественном мире, а через месяц после его презентации Уайтрид стала первой женщиной, удостоенной премии Тёрнера, уже в начале 1994 г. после протестов местных жителей он был снесён.
Рейчел Уайтрид. Инсталляция «Дом», Лондон. 1993.Другой значительный проект художницы в этой области – инсталляция «Водонапорная башня» (1998), созданная на средства гранта нью-йоркского Фонда паблик-арта и представлявшая собой выполненный из полимерной смолы «негативный» слепок цистерны для воды на крыше одного из домов в районе Сохо на Манхэттене (ныне в собрании Музея современного искусства, Нью-Йорк). В 2001 г. в рамках проекта паблик-арта «Четвёртый постамент» на Трафальгарской площади в Лондоне Уайтрид исполнила «Монумент» – полимерную перевёрнутую копию постамента, на котором он был установлен.
В 1995 г. одержала победу в конкурсе на создание мемориала холокоста на Юденплац в Вене. Из-за политических сложностей открытие памятника состоялось только в 2000 г. Произведение, расположенное на месте разрушенной в ходе погрома 1421 г. синагоги, представляет собой «негативную» отливку комнаты с книжными шкафами и поэтому получило неофициальное название «Безымянная библиотека». В период работы над мемориалом Уайтрид жила и трудилась в здании бывшей синагоги в районе Бетнал-Грин в восточном Лондоне (разрушенная в результате бомбардировок во Вторую мировую войну, в 1950-х гг. она была реконструирована; позднее использовалась как склад текстиля). В ней художница изготовила слепки бывших квартир раввина и смотрителя синагоги, трёх лестниц и пола молельного зала (Галерея Тейт, Лондон; Музей Соломона Гуггенхайма, Нью-Йорк; частные собрания).
До середины 2000-х гг. вместе с Уайтрид работала группа ассистентов, но затем она сократила их количество до одного человека, отстаивая свою принципиальную позицию по вопросу творческой оригинальности.Рейчел Уайтрид. Монумент австрийским еврейским жертвам холокоста. Площадь Юденплац, Вена. 2000.
Среди других работ художницы – «Древо жизни», слепки листьев из бронзы и четырёх окон из терракоты, помещённые на фасаде галереи Уайтчепел в Лондоне (2012; вместо фриза, оставшегося неосуществлённым в начале 20 в.); «Посольство США» («Сборный дом»), бетонная «развёртка» интерьера типичного для американских пригородов двухэтажного дома заводского производства, размещённая во входной зоне в здании посольства Соединённых Штатов Америки в Лондоне (2013–2015, установлен в 2018).
С 2010-х гг. Уайтрид выполняет серию «застенчивых скульптур» («shy sculptures») для тихих и отдалённых мест. Среди них – «негативные» слепки эллинга (2010, близ озера Раннсфьорд, Гран, фюльке Иннландет, Норвегия), хижин (2012, Хоутон-холл, Норфолк; 2016, о. Говернорс, Нью-Йорк), сараев (2016, заповедник Джошуа-Три, пустыня Мохаве, Калифорния).
Свои проекты Уайтрид сопровождает сериями рисунков и коллажей, напоминающими архитектурную и дизайнерскую графику. В них она отображает масштаб и пропорции своих скульптур относительно их окружения. Так она продолжает практику минималистов, а также «упаковочного» художника Христо, многие проекты которого начинались с подробной графической визуализации, обладающей самостоятельной ценностью; так же как Христо, Уайтрид сочетает рисунок с коллажем на основе фотографий городских пространств. В 2010 г. её работы 1980–2000-х гг. были опубликованы отдельным изданием (Rachel Whiteread drawings. 2010), приуроченном к выставке её графики в Музее Хаммера в Лос-Анджелесе (2010).
Участница 9-й выставки «Документа» в Касселе (1992). Представляла Великобританию на 47-й Венецианской биеннале (1997, награждена Premio 2000 для молодых художников). Экспонировала временную инсталляцию «Набережная», состоящую из 14 тыс. «негативных» слепков картонных коробок, в Турбинном зале Тейт Модерн в Лондоне (2005–2006).
Замужем за скульптором Маркусом Тейлором (род. 1964).
Орден Британской империи (2006, командор; 2019, дама-командор, возведена в рыцарское достоинство).