Уайтрид Рейчел
Уа́йтрид Ре́йчел (Rachel Whiteread) (род. 20.4.1963, Илфорд, графство Эссекс, ныне в черте Лондона), британский скульптор, график, автор инсталляций.
Отец, Томас Уайтрид (1928/1929 – 1988), – преподаватель географии. Мать, Патриция Уайтрид, урождённая Ланкастер (1931–2003), – художница, обращалась к проблематике защиты окружающей среды и феминизма, участвовала в выставках в Институте современного искусства в Лондоне («Women's Images of Men», 1980).
Р. Уайтрид в детстве проводила много времени в мастерской матери, занимаясь рисованием, изготовлением коллажей и поделок из папье-маше. Разделяя художественные взгляды матери, проявляла интерес к британскому современному искусству (Э. Каро, Б. Райли). Впоследствии среди повлиявших на неё художников отмечала Л. Буржуа, А. Мартин, Б. Наумана, Р. Серра и С. Твомбли, среди мастеров прошлого – Пьеро делла Франческа и Т. Жерико. Интересовалась также искусством Древнего мира в собрании Британского музея, в частности феноменом древнеегипетских ложных дверей, что в дальнейшем отразилось в её творчестве.
Прошла курс основ изобразительного искусства в Мидлсекском политехническом институте в Лондоне, затем поступила в Брайтонский политехнический институт на отделение живописи (1982–1985). После посещения мастер-класса Р. Уилсона заинтересовалась техникой отливки. В 1985–1987 гг. училась в магистратуре Школы изящных искусств Слейда Университетского колледжа Лондона на отделении скульптуры. Среди её преподавателей – скульпторы Ф. Барлоу и Э. Уайлдинг, поощрявшие опыты Уайтрид по «объективации» простых вещей, например ложек и грелок, посредством изготовления их копий-симулякров в технике отливки («Торс», 1988, Галерея Тейт, Лондон). Постепенно диапазон её экспериментов расширялся от малых предметов к мебели и далее – к пространству интерьера. Так Уайтрид сделала свою первую большую скульптуру «Шкаф» (1988) – гипсовый слепок внутреннего пространства гардероба, который она покрыла чёрным войлоком. За ней последовала работа в такой же стилистике «Поверхностное дыхание» (1988, Национальная галерея искусства, Вашингтон) – слепок пустого пространства под кроватью. В этих произведениях уже проявился характерный для неё метод выявления «негативных пространств» (negative space) в повседневных вещах и в интерьере.
После получения степени магистра представила свои работы «Мантия», «Поверхностное дыхание», «Торс» и «Шкаф» на персональной выставке в галерее Карлайл в лондонском районе Ислингтон (1988). С этого времени, придерживаясь метода «негативной», т. е. обратной, отливки, использовала в качестве материалов зуботехнический гипс, воск, бетон, полимерную смолу, резину, папье-маше. При этом сами объекты и интерьеры, по формам которых делались скульптуры, часто разрушались в процессе создания «негативов». Впервые такую технологию в искусстве применил Б. Науман («Слепок пространства под моим стулом», бетон, 1965–1968, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло). Более ранние примеры созданы в ходе археологических раскопок в Помпеях, где по методу Дж. Фиорелли со 2-й половины 19 в. производились гипсовые заливки пустот, образовавшихся в слое пепла на месте истлевших тел. Работа Уайтрид «Без названия (Сотня пространств)» (1995) стала оммажем Науману.
В 1990 г. выполнила инсталляцию «Призрак» (Национальная галерея искусства, Вашингтон) – гипсовый слепок гостиной в заброшенном доме викторианской эпохи на севере Лондона, обстановка которого напоминала расположенный рядом дом её родителей. «Призрак» представлял собой масштабную «посмертную маску» комнаты и её обитателей, будучи также «мавзолеем» прежнего образа жизни, подвергшегося трансформации в период господства консерваторов (тэтчеризм), когда британское правительство осуществляло проект приватизации государственного жилья и реновации городской среды. Покинутые человеком или просто безлюдные места привлекали Уайтрид с детства: заброшенные временные домики, построенные после Второй мировой войны на месте разрушенных бомбёжками кварталов, Хайгейтское кладбище в Лондоне, где художница работала в 1980-х гг., реставрируя надгробия, пустующие фабричные здания рядом с её студией на Карпентерс-роуд в лондонском районе Стратфорд. В дальнейшем интерес к ним неоднократно выражался в проектах Уайтрид, среди которых, помимо скульптурных инсталляций, была также фотографическая серия «Снесено» (1996), где она запечатлела снос (подрыв) модернистских жилых массивов Лондона. «Призрак» был показан в лондонской галерее Чизенхейл, где эту работу приобрёл коллекционер Ч. Саатчи. Он включил её в состав первых выставок движения «Молодые британские художники» (Young British artists, YBA; 1992, галерея Саатчи, Лондон). Уайтрид, в отличие от других представителей YBA (Д. Хёрст, братья Дж. и Д. Чепмены, С. Лукас, Т. Эмин), мало интересовалась коммерческой и эпатажной сторонами искусства, хотя, так же как и они, достигла успеха и признания. Вместе с YBA выставляла свои произведения на выставках «Brilliant!» (1995–1996; Художественный центр Уокера, Миннеаполис; Музей современного искусства, Хьюстон) и «Sensation» (1997–2000; Королевская академия художеств, Лондон; Музей современного искусства «Гамбургский вокзал» в составе Государственных музеев Берлина; Бруклинский музей, Нью-Йорк).
В 1990-х гг. приобрела известность как мастер паблик-арта. Самый громкий проект Уайтрид – инсталляция «Дом» на Гроув-роуд в лондонском Ист-Энде (1993), где она применила свою авторскую технику «негативной» отливки к трёхэтажному жилому зданию, идущему под снос: залила бетоном его интерьер, создав таким образом материализованный «призрак» типовой викторианской застройки. Проект был организован некоммерческой организацией Artangel и задумывался как временная инсталляция, хотя энтузиасты современного искусства надеялись, что она будет сохранена либо передана в музейное или галерейное собрание. Несмотря на то что «Дом» стал событием в художественном мире, а через месяц после его презентации Уайтрид стала первой женщиной, удостоенной премии Тёрнера, уже в начале 1994 г. после протестов местных жителей он был снесён.
Другой значительный проект художницы в этой области – инсталляция «Водонапорная башня» (1998), созданная на средства гранта нью-йоркского Фонда паблик-арта и представлявшая собой выполненный из полимерной смолы «негативный» слепок цистерны для воды на крыше одного из домов в районе Сохо на Манхэттене (ныне в собрании Музея современного искусства, Нью-Йорк). В 2001 г. в рамках проекта паблик-арта «Четвёртый постамент» на Трафальгарской площади в Лондоне Уайтрид исполнила «Монумент» – полимерную перевёрнутую копию постамента, на котором он был установлен.
В 1995 г. одержала победу в конкурсе на создание мемориала холокоста на Юденплац в Вене. Из-за политических сложностей открытие памятника состоялось только в 2000 г. Произведение, расположенное на месте разрушенной в ходе погрома 1421 г. синагоги, представляет собой «негативную» отливку комнаты с книжными шкафами и поэтому получило неофициальное название «Безымянная библиотека». В период работы над мемориалом Уайтрид жила и трудилась в здании бывшей синагоги в районе Бетнал-Грин в восточном Лондоне (разрушенная в результате бомбардировок во Вторую мировую войну, в 1950-х гг. она была реконструирована; позднее использовалась как склад текстиля). В ней художница изготовила слепки бывших квартир раввина и смотрителя синагоги, трёх лестниц и пола молельного зала (Галерея Тейт, Лондон; Музей Соломона Гуггенхайма, Нью-Йорк; частные собрания).
До середины 2000-х гг. вместе с Уайтрид работала группа ассистентов, но затем она сократила их количество до одного человека, отстаивая свою принципиальную позицию по вопросу творческой оригинальности.
Среди других работ художницы – «Древо жизни», слепки листьев из бронзы и четырёх окон из терракоты, помещённые на фасаде галереи Уайтчепел в Лондоне (2012; вместо фриза, оставшегося неосуществлённым в начале 20 в.); «Посольство США» («Сборный дом»), бетонная «развёртка» интерьера типичного для американских пригородов двухэтажного дома заводского производства, размещённая во входной зоне в здании посольства Соединённых Штатов Америки в Лондоне (2013–2015, установлен в 2018).
С 2010-х гг. Уайтрид выполняет серию «застенчивых скульптур» («shy sculptures») для тихих и отдалённых мест. Среди них – «негативные» слепки эллинга (2010, близ озера Раннсфьорд, Гран, фюльке Иннландет, Норвегия), хижин (2012, Хоутон-холл, Норфолк; 2016, о. Говернорс, Нью-Йорк), сараев (2016, заповедник Джошуа-Три, пустыня Мохаве, Калифорния).
Свои проекты Уайтрид сопровождает сериями рисунков и коллажей, напоминающими архитектурную и дизайнерскую графику. В них она отображает масштаб и пропорции своих скульптур относительно их окружения. Так она продолжает практику минималистов, а также «упаковочного» художника Христо, многие проекты которого начинались с подробной графической визуализации, обладающей самостоятельной ценностью; так же как Христо, Уайтрид сочетает рисунок с коллажем на основе фотографий городских пространств. В 2010 г. её работы 1980–2000-х гг. были опубликованы отдельным изданием (Rachel Whiteread drawings. 2010), приуроченном к выставке её графики в Музее Хаммера в Лос-Анджелесе (2010).
Участница 9-й выставки «Документа» в Касселе (1992). Представляла Великобританию на 47-й Венецианской биеннале (1997, награждена Premio 2000 для молодых художников). Экспонировала временную инсталляцию «Набережная», состоящую из 14 тыс. «негативных» слепков картонных коробок, в Турбинном зале Тейт Модерн в Лондоне (2005–2006).
Замужем за скульптором Маркусом Тейлором (род. 1964).
Орден Британской империи (2006, командор; 2019, дама-командор, возведена в рыцарское достоинство).