У Чаншо
У Чаншо́ (吴昌硕, пиньинь Wú Chāngshuò; имена: У Цзюньцин, 吴俊卿, пиньинь Wú Jùnqīng; У Цанши, 吴仓石, пиньинь Wú Cāngshí; прозвания: Далун, 大聋, пиньинь Dàlóng; Куте, 苦铁, пиньинь Kǔtiě; Лаофоу, 老缶, пиньинь Lǎofǒu; Похэ, 破荷, пиньинь Pòhé; Сянъацзе, 鄉阿姐, пиньинь Xiāgnājiě; Фоудаожэнь, 缶道人, пиньинь Fǒudàorén; Фоулу, 缶卢, пиньинь Fǒulú; Шицзуньчжэ, 石尊者, пиньинь Shízūnzhě; Шиганьдан, 石敢當, пиньинь Shígǎndāng; Шижэньцзы, 石人子, пиньинь Shírénzǐ) (1.8.1844, Гуйжэньли, деревня Чжанъу, уезд Сяофэн, провинция Чжэцзян, ныне Аньцзи, провинция Чжэцзян – 29.11.1927, Шанхай), китайский каллиграф, резчик печатей, живописец и поэт, представитель шанхайской школы живописи.
Предки У Чаншо переехали в Гуйжэньли из провинции Цзянсу в эпоху Сун. У Чаншо был младшим из трёх сыновей. Его отец, У Синьцзя (1821–1868), получил в 1851 г. учёную степень цзюйжэнь, но на государственную службу так и не поступил. Он обучал сыновей конфуцианским канонам с 6 лет. В 10 лет У Чаншо отправили в частную школу, но в 1860 г. его образование было прервано Тайпинским восстанием. Он с семьёй (всего девять человек) бежал из сожжённого дома в горы; к 1864 г. большинство погибли от голода и болезней, в живых остались только сам У Чаншо и его отец, которым пришлось самим заниматься сельским хозяйством, но при первой возможности У Чаншо вернулся к учёбе. В 1865 г. он сдал экзамен на степень сюцай, но назначения на чиновничью должность ему пришлось ждать 34 года. Во время проигрышной для Китая китайско-японской войны 1894–1895 гг. У Чаншо вступил добровольцем в отряд генерала У Дачэна. В 1899 г. У Чаншо получил пост уездного магистрата чжисянь в Аньдуне (ныне Ляньшуй, провинция Цзянсу), но пробыл в этой должности только месяц, т. к. не сработался с местным чиновничеством. В дальнейшем У Чаншо содержал семью как профессиональный каллиграф и живописец.
Согласно традиции интеллектуалов вэньжэнь наставниками У Чаншо в искусстве были поэты, каллиграфы и крупные коллекционеры, со многими из которых его связывала многолетняя дружба. Жизнь У Чаншо проходила в многократных переездах то в Сучжоу, то в Ханчжоу, то в Шанхай, отпечаток на неё наложил почти постоянный политический хаос, вызванный войнами, восстаниями и Синьхайской революцией, однако разочарование в политике не поколебало его верности конфуцианской этике и ценностям национальной культуры. Биография У Чаншо представляет новый тип карьеры художника-интеллектуала, воплощавшего эстетику вэньжэнь-хуа в условиях вестернизации художественного рынка. Он был организатором, лидером и участником различных творческих объединений, которые регулировали продажу своей художественной продукции.
У Чаншо начал свой творческий путь с резьбы печатей инь, нередко именуемых в Китае «резным почерком чжуань» (чжуанькэ). Отец У Чаншо был умелым резчиком печатей и наставлял сына в этом искусстве с подросткового возраста. Печати принесли У Чаншо первую известность на юге Китая, и на протяжении десятилетий они были основным источником его заработка. У Чаншо всю жизнь резал печати ежедневно, и только в старости из-за болезни рук ему приходилось делать перерывы в работе. На всех каллиграфических и живописных свитках и альбомах мастера присутствуют оттиски его именной печати, печатей с псевдонимами и печати с названием его студии; иногда он использовал «свободные печати», содержавшие его творческие девизы. К концу жизни У Чаншо сформировал собственный стиль, который стали именовать в его честь – У-пай. Для краснознаковых печатей У Чаншо характерны неравномерные по толщине и прерывистые рамки, напоминающие оттиски с повреждённых поверхностей древних стел. Приём называется «рамочные повреждения» (бянькуан дэ цаньпо): он предназначен для создания эффекта «протечки энергии-ци» (лоу ци). Самое трудное в разработке композиции для печати – это создание выверенного баланса «разреженного» (шу) и «уплотнённого» (ми). У Чаншо был мастером сочетания повышенной плотности со значительным разрежением элементов. Сложными приёмами резьбы У Чаншо добивался того, что эффект большого пространства оказывался заключённым в малом формате печати. Печати на свитках меняют фокус внимания зрителя от макро- к микроформам, тем самым большое оказывается в малом, а малое – в большом. В эстетике печатей заложена возможность метаморфоз размерности пространства, художественное достоинство печати определяется качеством игры этих метаморфоз. Воспроизводя в своих печатях сколы и стёртость древних стел, У Чаншо ввёл в эту художественную игру фактор времени. Он формировал сложнейшие композиции из скрытых и явных цитат пластических решений со знаменитых стел, узнавание которых даровало наслаждение знатокам. У Чаншо следующим образом оценивал место печатей в своём творчестве: «Люди говорят, что я хорошо рисую, но на самом деле моя каллиграфия лучше моей живописи; а моя резьба печатей превосходит мою каллиграфию» (У Чао. 2017. С. 5). При участии У Чаншо было организовано Силинское общество печатей, он стал его первым председателем (1913–1927).
Большинство каллиграфических и живописных произведений У Чаншо сопровождают стихотворения его собственного сочинения. При жизни вышли два сборника его стихов под псевдонимом Фоулу: «Фоулу цзи» (缶盧記; 1895) и «Фоулу шицунь» (缶盧詩存; 1915). Позднее ученики мастера подготовили сборник «Фоулу ши цзи» (缶盧詩集), который неоднократно переиздавался (У Чаншо. 2003; У Чаншо. 2009). Стихи У Чаншо отличает тонкая игра аллюзий на поэзию древних. Прежде чем творческий импульс У Чаншо реализовывался в визуальных формах, он проходил через глубокое поэтико-философское осмысление, предопределявшее содержание каллиграфических и живописных произведений мастера.
Как каллиграф У Чаншо занимал ведущее место даже среди множества выдающихся мастеров рубежа 19–20 вв. В эпоху, когда модернизация китайской культуры подразумевала вестернизацию, каллиграфия оставалась основным средством передачи пластических архетипов нации. Радикальные изменения в каллиграфии во времена У Чаншо происходили под влиянием интенсивных эпиграфических и археологических исследований 19 в., начало которым было положено ещё в 18 в. «направлением изучения стел» (бэйсюэ-пай). Его представители, опираясь на художественные достижения анонимных авторов стел, творивших на рубеже эр, пытались реформировать традицию корифеев каллиграфии 4–10 вв., которой следовало «направление изучения прописей» (тесюэ-пай).
У Чаншо больше всего интересовал почерк чжуаньшу, служивший основным видом письма в 1-м тыс. до н. э. Из многочисленного корпуса древних памятников, выполненных этим почерком, У Чаншо выделял «Письмена каменных барабанов» («Ши гу вэнь»; 8–5 вв. до н. э.), оттиски с которых были широко распространены по всему Китаю с 10 в. У Чаншо писал: «Я изучал чжуань, старательно копируя [письмена] каменных барабанов. Десятилетиями изо дня в день занимался только ими». Китайские специалисты различают три этапа работы У Чаншо почерком чжуань: ранний стиль в возрасте 40–50 лет, средний – в 60 лет и поздний – в 70–80 лет. Кульминацией творческих достижений считаются поздние работы мастера, в которых он действовал по принципу «копировать энергию-ци, не копируя форму» (линь ци бу линь син) (Шэнь Иньмо. 1981. C. 226). У Чаншо писал густо разведённой тушью, дающей интенсивный чёрный тон и образующей белые «прогалы» внутри черт. «Прогалы», с одной стороны, воспроизводят потёртости камня, с другой – свидетельствуют о постоянных изменениях в скорости ведения кисти. У Чаншо писал почерком чжуань с уверенностью, ассоциируемой с героикой древних, одновременно с этим из-за «прогалов» возникает впечатление спонтанности, присущее скорописи. Подобное сложнейшее взаимопроникновение статики и динамики составляет суть стилистического своеобразия почерка чжуань мастера. В пластике иероглифов У Чаншо «твёрдое внутри содержит мягкое», а «искусственное внутри содержит первозданное» (Шэнь Иньмо. 1981. С. 226).
Наиболее любимым после чжуань почерком для У Чаншо был курсив синшу. Работая им, он продолжал наследие Оуян Сюня (557–641), Ми Фу и Ван До (1592–1652). В курсиве У Чаншо писал «со стремительностью выпущенной из лука стрелы». В каждом из видов почерков У Чаншо неизменно выходил за пределы их нормативов, что создавало беспрецедентно сложные пластические аранжировки. Совершенство его техники письма было столь велико, что он позволял себе парадоксальным образом совмещать взаимоисключающие пластические принципы. Тем самым У Чаншо обновлял каллиграфическую традицию, не разрушая её основ.
В живописи У Чаншо китайские специалисты различают 4 периода: 1) 1874–1894; 2) 1895–1907; 3) 1908–1918; 4) 1919–1927 (Не Чжэнфу. 1990. С. 4). Лучшие живописные работы созданы в третий, предпоследний период. В отличие от большинства современных ему мастеров шанхайской школы, продолжавших направление янчжоуской школы 18 в., У Чаншо следовал эстетике вэньжэнь-хуа, и ему удалось поднять шанхайскую школу на новый, более высокий уровень. Он первым соединил интеллектуализм эпиграфики с народным реализмом и непосредственностью Жэнь Боняня (Wen. 2001. P. 56). У Чаншо признан наиболее выдающимся представителем «эпиграфического направления в живописи» (цзиньшихуа-пай), а его творчество – кульминацией проникновения техники письма и стилистики каллиграфии в живопись. У Чаншо писал: «Я всю жизнь прикладывал усилия к тому, чтобы уметь создавать живопись методами каллиграфии». Показательно и другое его высказывание о том, что он «рисует энергию-ци, не рисует формы», потому что, когда «энергия-ци возрастает, духовность расцветает» (У Дунмай. 1993. С. 60). Как в скорописи, так и в живописи У Чаншо интересовала целостная структура внешне хаотичных форм. Он умел находить безупречные решения крайне рискованных композиционных и колористических задач.
Творчество У Чаншо является наивысшей точкой в воплощении идеи единения «четырёх непревзойдённых искусств» (сы цзюэ), под которыми подразумевались поэзия, каллиграфия, живопись и резьба печатей. Исторически ей предшествовал принцип единства «трёх непревзойдённых искусств» (сань цзюэ), куда печати не входили. Данная концепция зародилась в среде культурной элиты Китая в 8–10 вв. и развивалась представителями направления вэньжэнь-хуа в 11–17 вв. Печати дополнили эту триаду в 19 в. В творчестве У Чаншо глубину сокровенного содержания произведений определяла поэзия, энергетика его изобразительных форм происходила из техники каллиграфии и печатей, а сильный эмоциональный окрас рождала живописность пластических и визуальных образов. Идея синтеза четырёх искусств являлась уникальным достижением китайской культуры, повлиявшим на страны иероглифического ареала. После У Чаншо идею «четырёх непревзойдённых искусств» претворяли Ци Байши и Пань Тяньшоу. Из современных мастеров наследие У Чаншо развивают Хоу Цзюньшань (род. 1958) и др.
Современные китайские специалисты справедливо называют У Чаншо последним представителем направления вэньжэнь-хуа и первым мастером современного китайского искусства. После У Чаншо никто из прославленных живописцев гохуа начала 20 в. по уровню конфуцианской подготовки не мог считаться мастером вэньжэнь-хуа, хотя в своём творчестве они активно использовали стилистику этого направления. Вместе с тем доминирующая роль наследия У Чаншо в формировании эстетики нового художественного рынка в Китае позволяет считать его основоположником гохуа.
У Чаншо – центральная фигура, определявшая культурные процессы в сфере изобразительных искусств Китая рубежа 19–20 вв. Сохранилось 2 тыс. произведений мастера (Shen Kuiyi. 2000. P. 265), бо́льшая часть которых находится в музеях и частных собраниях КНР, а также Японии и Республики Корея. Среди них: вертикальный свиток со стихотворением «Тыква-горлянка» (138,5 × 34 см, бумага, тушь, почерк синшу; 1922, частное собрание), «Вариация на тему "Ши гу вэнь"» (створка № 4 восьмистворчатой ширмы; 105,9 × 51,4 см, бумага, тушь, почерк дачжуань; печати: одна краснознаковая, одна белознаковая; 1927, Музей провинции Чжэцзян, Ханчжоу), краснознаковая печать «Растить сад» (3,2 × 3,2 × 10,4 см), вертикальный свиток «Процветание» (180,1 × 96,1 см, бумага, тушь, краска, оттиск бронзового сосуда; почерки цзиньвэнь и синшу; Музей провинции Чжэцзян).