Силинское общество печатей
Сили́нское о́бщество печа́тей (西泠印社, пиньинь Xīlíng yìnshè), китайское профессиональное объединение резчиков печатей.
Его наименование происходит от моста Силин (буквально «западная прохлада»), соединявшего с берегом самый крупный остров на озере Сиху в пригороде Ханчжоу (ныне все – в черте города). В 18 в. на острове располагался библиотечный павильон, в котором встречались знатоки и покупатели печатей работы известных ханчжоуских каллиграфов из группы «Восемь мастеров Силина» (Силин ба цзя).
Инициаторами создания в 1904 г. общества печатей нового типа были четыре каллиграфа из Ханчжоу: Дин Фучжи (1879–1949), Ван Фуань (Ван Чжи; 1880–1960), У Инь (У Шисянь; 1867–1922) и Е Вэймин (Е Пиньсань; 1867–1948). Резчики выкупили землю на горе Гушань (буквально «гора одиночества»), расположенной на том же острове, где встречались их предшественники в 18 в. Мастера разбили там традиционный парк и выстроили дополнительные павильоны для экспозиции и продажи своих работ. Их объединение и получило название «Силинского общества печатей». Постепенно в деятельность общества были вовлечены У Чаншо, Ли Лянюй (1865–1940) и другие известные резчики и каллиграфы юга Китая. К 1913 г. члены общества окончательно согласовали устав; его первым председателем стал У Чаншо (занимал пост в 1913–1927).
Создание общества было вызвано вестернизацией китайского художественного рынка на рубеже 19–20 вв. В быстро богатевших торговых городах, прежде всего в Шанхае и Ханчжоу, открывались многочисленные магазины вееров, через которые каллиграфы, резчики печатей и художники могли привлекать новых заказчиков и покупателей, даже не встречаясь с ними. Вместо традиционных утончённых собраний авторов и коллекционеров появились профессиональные объединения нового типа, функционировавшие по образцу профсоюзов. Через такие ассоциации мастера защищали свои экономические интересы, устанавливали и стандартизировали цены на произведения. Всё это «понизило уровень отношений художника и мецената до прозаической и безличной сделки между анонимным продавцом и анонимным покупателем» (Wue. 2004. P. 204). Нередко мастера входили одновременно в несколько обществ. Из-за высокой конкуренции на художественном рынке большинство объединений начала 20 в. быстро разорялись. Силинское общество печатей оказалось счастливым исключением, т. к. качественные печати пользовались широким и стабильным спросом. Покупателями изделий силинских мастеров были чиновники, купцы и городской средний класс.
Среди следующего поколения мастеров членами силинского общества были Ван Гэи (1897–1988), Чжу Лэсань (1902–1984), Ша Мэнхай. В 1937–1946 гг., в связи с японско-китайской войной, а также в период «культурной революции» 1966–1976 гг. общество приостанавливало свою деятельность. В полном объёме она возобновилась только в 1979 г. Общество успешно существует и в начале 2020-х гг., членство в нем ограниченно и чрезвычайно почётно. За время существования общества звания его члена удостоились немногим более 400 мастеров. На 2022 г. общество включает в свой состав 357 профессионалов, проживающих в Китае, Японии, Южной Корее, Сингапуре, Малайзии, Франции, Чехии и Канаде. После У Чаншо председателями общества были Ма Хэн (1881–1955), Чжан Цзунсян (1882–1965), Ша Мэнхай (1900–1992), Чжао Пучу (1907–2000), Ци Гун (1912–2005), Жао Цзунъи (1917–2018). С 2018 г. восьмым председателем является каллиграф Лю Цзян (род. 1926).
Члены общества принимают заказы на изготовление печатей, их изделия относятся к элитарному сегменту художественного рынка. В официальных торговых точках организации продаются наборы каменных заготовок для резьбы печатей, а также качественные резцы, мастики для печатей и профессиональная бумага.
Силинское общество печатей ведёт обширную выставочную, исследовательскую, издательскую, просветительскую и коллекционерскую деятельность. Китайское государство активно спонсирует приобретение обществом антикварных печатей и работ современных мастеров, его собрание насчитывает свыше 6 тыс. печатей и произведений каллиграфии. В 2006 г. Госсовет включил коллекцию Силинского общества в список национального культурного наследия КНР. В 2009 г. по заявке общества искусство резьбы печатей было включено в Список нематериального культурного наследия человечества.