Пань Тяньшоу
Пань Тяньшо́у (кит. традиционный 潘天壽, кит. упрощённый 潘天寿, пиньинь Pān Tiānshòu) (14.3.1897, Нинхай, провинция Чжэцзян – 5.9.1971, Ханчжоу, провинция Чжэцзян), китайский художник, каллиграф, теоретик искусства, педагог. Один из ведущих художников традиционной ветви живописи – гохуа.
Пань Тяньшоу происходил из чиновничьей семьи: отец имел начальную учёную степень сюцай и владел навыками каллиграфии. В 1915 г. Пань Тяньшоу поступил в 1-й Чжэцзянский педагогический колледж в Ханчжоу, где получил художественное образование (в первые годы Китайской республики, существовавшей в 1912–1949, курсы по разным видам искусства включались в программы колледжей и университетов, что было важной частью образовательной политики). Пань Тяньшоу учился у Ли Шутуна (Хун И) – одного из первых китайских мастеров, обучавшихся западной живописи в Японии в 1900-е гг. После окончания колледжа (1920) Пань стал школьным учителем китайского языка, литературы и искусства в родном уезде Нинхай, а затем в Ханчжоу. В 1923 г. он переехал в Шанхай, где до 1928 г. преподавал в различных художественных учебных заведениях, в том числе в Шанхайском колледже изящных искусств.
В Шанхае Пань Тяньшоу в 1923 г. познакомился с художником У Чаншо, который оказал решающее воздействие на формирование его стиля. У Чаншо работал в русле традиции художников-литераторов вэньжэнь-хуа и таких художников-индивидуалистов периода Цин, как Шитао и Бада Шаньжэнь. Под влиянием У Чаншо Пань Тяньшоу сформулировал концепцию развития и адаптации национальной живописной традиции к современности без использования западных приёмов (например, светотени) и материалов. Стал автором труда «История китайской живописи» (中国绘画史, 1926). Несмотря на отличающуюся от взглядов мастера общую ориентацию на европейские образцы в искусстве, которая преобладала в Китае в рамках идеологии движения «4 мая», в 1928 г. Пань Тяньшоу был назначен руководителем факультета китайской живописи в Национальной академии художеств в Ханчжоу (открыта в 1928; директор в 1944–1947).
В 1930 – 1940-е гг. наряду с Ци Байши и Ли Кэжанем стал одним из лидеров традиционного направления живописи – гохуа, развивавшегося в противовес синтезирующему (Сюй Бэйхун). Пань работал тушью или минеральными водными красками по бумаге, отдавая предпочтение жанру «цветы и птицы» и пейзажу. Его работы выполнены преимущественно в манере спонтанной живописи се-и, иногда даже без использования кисти (живопись пальцами чжи-мо). Его композиции отличаются подчёркнутым динамизмом и драматическими контрастами («Буйволы в летнем пруду», начало 1960-х гг., Мемориальный музей Пань Тяньшоу, Ханчжоу). В работах зрелого периода (конец 1940-х – 1960-е гг.) часто встречается образ хищной птицы или ворона («Орёл на сосне», 1948, Национальный художественный музей Китая – NAMOC, Пекин). Как и в живописи вэньжэнь-хуа, каллиграфия у Пань Тяньшоу часто является неотъемлемой частью композиции.
Другим важным ориентиром в его творчестве было наследие группы «Восемь чудаков из Янчжоу», мастеров 1-й половины 18 в., ставивших переданные в спонтанном рисунке индивидуальный стиль и выразительность выше формального соблюдения классических канонов. В 1932 г. Пань Тяньшоу вместе с художниками Чжу Вэньюнем, У Фучжи и др. создал «Белое общество» («Бай шэ»), выступавшее за реформирование китайской живописи на основе принципов «янчжоуских чудаков».
После 1949 г. Пань Тяньшоу воплощал в живописи темы народной жизни и доблестного труда («Небывалый урожай», 1952); он мастерски вставлял коммунистические лозунги в классические пейзажи («Перевозка железной руды на паруснике», 1958, оба – Мемориальный музей Пань Тяньшоу). В 1950-е гг. художник работал над заказными композициями для гостиниц и других общественных зданий. Работы 1950 – 1960-х гг. отличаются ярким колоритом и монументальными (от 1,5 до 4 м) размерами («Цветы на горе Яньдан», 1962, Национальный художественный музей Китая).
Вплоть до «культурной революции» 1966–1976 гг. творчество Паня считалось образцовым воплощением нового официального стиля китайского искусства: сюжет отражал реалии времени, а живописные средства демонстрировали связь с национальной художественной традицией («Стихотворение Председателя Мао», 1959, Мемориальный музей Пань Тяньшоу; «Пусть цветут 100 цветов», 1959, Академия художеств, Ханчжоу). В 1957 г. Пань Тяньшоу был назначен заместителем директора Восточного филиала Центральной академии художеств (бывшей Академии художеств) в Ханчжоу, а в 1959 г. – её директором (с 1958 учреждение называлось Чжэцзянской академией художеств). В 1962 г. состоялась его персональная выставка (более 90 работ) в только что построенном здании Национального художественного музея Китая в Пекине (официально открыт в 1963).
С началом «культурной революции» художник потерял работу (1966) и неоднократно подвергался публичным унижениям и критике как шпион Гоминьдана. Реабилитирован в 1977 г. В 1981 г. в Ханчжоу открылся Мемориальный музей Пань Тяньшоу, где хранится наиболее обширная коллекция его работ. В 2017 г. в Художественном музее провинции Чжэцзян прошла его крупнейшая монографическая выставка (более 120 работ).