Тунис. Здравоохранение
Здравоохране́ние в Туни́се. Сектор здравоохранения в Тунисе регулируют Министерство здравоохранения; Национальная лаборатория по контролю лекарственных средств (контроль качества лекарственных средств и контроль лекарств до их поступления на рынок); Национальный научный центр фармаконадзора (мониторинг нежелательных эффектов, вызванных применением лекарств); Центральная аптека Туниса (монополия на импорт лекарств с 1961); Управление фармации и лекарственных средств (выдача разрешений на продажу; разработка и реализация политики в отношении лекарственных средств и фармацевтической профессии); Национальная касса медицинского страхования.
Существует совместная программа ВОЗ, ЮНИСЕФ, ЮНФПА, направленная на снижение материнской и неонатальной смертности (OMS Stratégie de coopération ... 2016).
Расходы на здравоохранение. Порядок финансирования. ОМС
Бюджет здравоохранения составляет 6,7 % от валового внутреннего продукта (ВВП) (2015) (Ismail. 2022). Источниками финансирования расходов на здравоохранение являются государственный бюджет (21,8 %), медицинское страхование (23,3 %) и домохозяйства (53,6 %, из которых 9 % покрывают групповое страхование и общества взаимного страхования), предприятия и медицина труда (1,3 %) (2004) (République Tunisienne ... 2006).
По данным 2015 г., 83 % населения страны имеют доступ к медицинскому страхованию. По сравнению с другими странами Северной Африки, такими как Алжир, Марокко и Египет, а также по сравнению с Ираном и Иорданией, Тунис занимает передовое положение в вопросах медицинского страхования.
Существуют два основных вида медицинского страхования: обязательный для всех работников и оказывающий медицинскую помощь малоимущим.
Обязательное страхование в виде Национальной кассы медицинского страхования включает государственный, частный сектор и систему возмещения расходов. Частное медицинское страхование использует незначительная часть населения.
В 2004 г. в Тунисе проведена реформа системы финансирования здравоохранения и медицинского страхования для решения следующих задач:
унифицировать режимы страхования посредством создания Национальной кассы медицинского страхования;
устранить неравенство в доступности медицинских услуг, в социальном и в территориальном масштабах;
снизить расходы домохозяйств посредством расширения спектра услуг, покрываемых страхованием, для включения услуг частного сектора, и посредством лучшего страхования хронических болезней.
Однако реформа не позволила значительно снизить прямые расходы домохозяйств: в 2015 г. они составили 39,8 %, тогда как ВОЗ не рекомендует превышать порог 20 %. Почти целиком эти прямые расходы (91 %) были направлены на услуги частного сектора, из них ⅔ – на лекарства и ⅓ – на амбулаторное лечение. Охват населения мерами борьбы с хроническими заболеваниями недостаточен. Неравенство в доступе к медицинской помощи связано с фрагментацией охвата услугами здравоохранения (Ismail. 2022).
Обеспеченность медицинскими кадрами
В Тунисе работают 14 507 врачей (46,54 % врачей общей практики и 53,45 % специалистов, почти поровну в государственном и частном секторах); 45 624 парамедика, 90 % из которых работают в государственном секторе, 3441 стоматолог и 2593 фармацевта, сконцентрированных в частном секторе и составляющих соответственно 81,37 и 77,4 % от общей численности медицинских работников.
Инфраструктурная обеспеченность
Система здравоохранения в основном государственная (около 88 % больничных коек) (République Tunisienne ... 2006) с растущим участием частного сектора. Государственный сектор, располагающий мощностью в среднем в 1,85 койки на 10 тыс. жителей, представлен тремя уровнями оказания медицинской помощи.
Первый уровень включает центры оказания первичной медицинской помощи, районные больницы и родильные дома. Они отвечают за профилактику болезней и проводят около половины медицинских консультаций в стране, 20 % госпитализаций и 20 % родов и владеют 14 –16,5 % коечного фонда госсектора. Благодаря работе этого сектора Тунис улучшил показатели здравоохранения в области охраны здоровья матери и ребёнка и инфекционных заболеваний. Потенциал районных больниц используется недостаточно из-за слабости технической базы, что ограничивает объём диагностической и лечебной помощи.
Второй уровень оказания помощи состоит из 35 региональных больниц, расположенных в основных городах мухафаз (кроме Туниса, Суса, Монастира и Сфакса, в которых работают университетские больницы). В них сосредоточены треть общей мощности по койкам, а также 30 % врачей госсектора. Несмотря на удовлетворительное техническое оснащение, на производительности сектора сказывается недостаток врачей-специалистов, которых больше привлекает карьера в университетских больницах или частная практика.
Третий уровень – это университетский полюс, отвечающий за подготовку медицинского персонала и включающий 11 больниц общего профиля и 23 специализированных института. На этот уровень приходится 50,6 % коек госсектора. Здесь работают 70 % врачей-специалистов госсектора, техническое оснащение является эффективным, однако проигрывает оснащению частного сектора. Cектор страдает от переполненности из-за неэффективности региональных больниц и тенденции к утечке квалифицированных кадров в частную практику.
Парагосударственный сектор развит слабо и остаётся второстепенным.
Частный сектор здравоохранения быстро растёт, на него приходится около 12 % общего коечного фонда и 70 % передовых технологических услуг. Частные клиники в основном сосредоточены в крупных городах, половина из них – в столице (République Tunisienne ... 2006).
В целом налицо неравное распределение материальных и человеческих ресурсов на региональном уровне, в ущерб западным и южным регионам страны: на одну провинцию Тунис приходится 24 % от общего числа врачей (2019), в то время как в мухафазе Татауин работают только 0,6 % врачей; тогда как государственный сектор обеспечивает две трети консультаций и 90 % госпитализаций, человеческие (специалисты) и финансовые ресурсы в большей степени направлены в частный сектор, сосредоточенный в столице, в центральном восточном регионе и прибрежных регионах. Это делает государственный сектор более уязвимым к проблемам и перебоям в плане обеспечения адекватного наличия услуг и усугубляет неравенство в доступе к качественной медицинской помощи (OMS Stratégie de coopération ... 2016).
Показатели функционирования системы здравоохранения
Коэффициенты рождаемости и коэффициенты смертности: 14,8 и 6,8 на 1 тыс. человек населения соответственно (2020).
Средняя продолжительность жизни населения составляет 75,4 года (OMS Stratégie de coopération ... 2016), в прибрежных регионах выше, чем в западных и южных регионах. Низкий уровень младенческой смертности (13,9 смерти на 1000 живорождений, 2020); относительно низкий уровень материнской смертности – 70 смертей на 100 000 живорождений (République Tunisienne ... 2006).
Эпидемиологический переход в сочетании с демографическим переходом изменили профиль заболеваемости и иерархию причин смертности в стране. Снизились показатели многих инфекционных заболеваний (заболеваемость болезнями, связанными с качеством воды, очень низкая; корь, полиомиелит и столбняк новорождённых искореняются), показательно значительное снижение детской смертности в возрасте до пяти лет. Неинфекционные заболевания (НИЗ) приобрели значительный вес в заболеваемости и смертности: на их долю приходится 60 % бремени болезни, согласно данным ВОЗ (2011). Поэтому основной задачей для Туниса является эффективная борьба с ростом числа НИЗ и хронических заболеваний, частично связанных со старением населения, таких как рак, диабет и сердечно-сосудистые заболевания. Необходимо обеспечить сокращение регионального неравенства в области здравоохранения (OMS Stratégie de coopération ... 2016). Распространённость сердечно-сосудистых заболеваний составляет 16 %, гипертонии – около 11 %, диабета – 9,8 %. 15 % взрослого населения страдает ожирением, являющимся фактором высокого риска для растущего бремени НИЗ.
Основные причины смерти
Болезни системы кровообращения занимают первое место. Второй по распространённости причиной смерти являются онкологические заболевания, за ними следуют смерти от насилия и респираторные заболевания (République Tunisienne ... 2006).
Подготовка медицинских кадров
Тунисская система подготовки работников здравоохранения насчитывает 4 медицинских факультета, 1 фармацевтический факультет, 1 стоматологический факультет, 4 высшие школы медицинских наук и техники для подготовки старших медицинских техников, 5 высших институтов сестринского дела, 9 частных учреждений по подготовке среднего медицинского персонала, 15 частных школ для подготовки среднего медицинского персонала и непрерывного образования.
Курорты
Соотношение цены и качества медицинских услуг позволяет Тунису укреплять позиции в секторе медицинского туризма, страна принимает около 500 тыс. иностранных пациентов в год. Гостиницы, преобразованные в медицинские центры, нацелены преимущественно на иностранных клиентов и специализируются на косметической хирургии и уходу за зависимыми геронтологическими пациентами («Карфаген» в Хаммамете). Активно развивается бальнеотерапия. Тунис позиционирует себя как ведущую страну в области медикаментозной гидротерапии благодаря 4 термальным курортам (Хаммамет, Махдия, Монастир, Сус) и 60 центрам талассотерапии, которыми он располагает.