Цифровой этикет
Цифрово́й этике́т (англ. digital etiquette), совокупность неформальных правил поведения в Интернете, которые регулируют отношения в цифровой среде и нацелены на поддержание неагрессивной (экологичной), вежливой, эффективной, комфортной и уместной коммуникации между пользователями. Происхождение цифрового этикета принято связывать с сетевым этикетом, или «нетикетом» (англ. netiquette, от net – сеть и etiquette – этикет) – понятием, возникшим в середине 1980-х гг. в эхоконференциях Фидонета.
Первая попытка кодифицировать цифровой этикет была предпринята американской программисткой В. Ши в книге «Нетикет» (Shea. 1994), где были сформулированы 10 правил поведения пользователей в Интернете:
Помните о человеческом.
Придерживайтесь тех же стандартов поведения, что и в реальной жизни.
Помните, что вы находитесь в киберпространстве.
Уважайте чужое время и трафик.
Выглядите хорошо в Сети.
Делитесь своими знаниями.
Контролируйте вспышки гнева и флейминг.
Уважайте приватность других людей.
Не злоупотребляйте вашей властью.
Прощайте людям ошибки.
В общем виде эти правила можно свести к двум тезисам: киберпространство значительно отличается от пространства повседневного общения, даже в киберпространстве следует заботиться об этичном отношении к собеседникам, помня, что за экраном скрывается человек.
Двойственная природа этикета в пространстве Интернета, его гуманитарная и технологическая составляющие сохраняют свою актуальность: «Этикетная тематика в условиях новых реалий находится на стыке гуманитарного и технико-технологического знаний…» (Мамина. 2018. С. 215). Нормы цифрового этикета подсказывают, как выстраивать общение между людьми при помощи цифровых инструментов.
Трансформация информационно-технологической инфраструктуры и развитие новых форматов коммуникации создают запрос на новые правила поведения в цифровой среде. Одним из результатов этого процесса стало появление кодекса поведения блогеров (Blogger’s Code of Conduct) (O’Reilly. 2007), который, помимо прочего, предписывал участникам сетевого общения брать на себя ответственность не только за собственные слова, но и за комментарии, которые появляются в блоге, удалять анонимные комментарии, игнорировать троллей, сообщать людям, что они ведут себя неприемлемо, не говорить онлайн того, что не могло бы быть высказано лично.
Нормы цифрового этикета со временем стали включать в различные пособия по деловому этикету. Так, целый раздел книги «Деловой этикет от Эмили Пост» (Пост. 2021), впервые вышедшей в 2014 г., посвящён цифровому общению.
Дальнейшие попытки обобщить и систематизировать правила цифрового общения были предприняты в двух книгах, вышедших практически одновременно, – «Digital etiquette» (Turk. 2019) и «Цифровой этикет» (Лукинова. 2020).
При этом правила цифрового этикета зачастую формируются и закрепляются локально. Например, интернет-форумы устанавливают свои правила поведения и требуют их соблюдения от всех зарегистрированных участников, корпорации составляют регламенты деловой переписки для своих сотрудников, участники чатов фиксируют собственные нормы общения.
Цифровой этикет охватывает несколько направлений:
непосредственное общение в Сети, пользование электронной почтой и мессенджерами;
практики взаимодействия пользователей с гаджетами;
самопрезентация в Сети и её разновидности (Мамина. 2018).
Правила цифрового этикета во многом предопределены спецификой тех платформ, на которых ведётся коммуникация, поэтому отдельные нормы и правила формулируются для переписки по электронной почте, общения в мессенджерах, на форумах и в блогах, ведения социальных сетей, поведения во время видеоконференций, совместной работы с документами и файлами, общения в приложениях для знакомств. Новые платформы в момент запуска также стараются сформировать свои локальные нормы этичного поведения. Так, платформа Clubhouse представила для пользователей главные принципы поведения на площадке в документе под названием «Доверие, безопасность, конфиденциальность» (ClubHouse. 2022).
Отдельным направлением, которое находится на стыке повседневного и цифрового этикета, выступает phygital этикет. Термин «phygital» отражает соединение двух реальностей – физической, телесной (physical) и цифровой (digital). К phygital этикету исследователи относят прежде всего правила взаимодействия с гаджетами (Мамина. 2019). Например, нормы использования телефона в публичном пространстве или призыв отказаться от фаббинга.
Современный цифровой этикет постоянно трансформируется вслед за появлением новых каналов коммуникации и возникновением новых функций уже существующих платформ. Он развивается в сторону усложнения и дробления в зависимости от того, в какой среде ведётся коммуникация. По мере цифровизации всё новых сфер жизни в них складываются новые специфические разновидности цифрового этикета.