«Техники тела»
«Те́хники те́ла» (франц. «Techniques du corps»), работа французского социолога М. Мосса, где изложен проект изучения техник тела в различных культурах. Опубликована в 1936 г. Работа основана на уникальном для того времени курсе, который Мосс читал в Институте этнологии Парижского университета, что объясняет её краткий и отчасти конспективный стиль. К описанию техник тела Мосс обращался и во многих других трудах («Обязательное выражение чувств», 1922; «Физическое воздействие на индивида коллективно внушённой мысли о смерти», 1926; «Техники и технология», 1941). Мосс изучал телесные практики (походка, поклоны, движения рук и т. д.), которые зачастую воспринимаются как естественные, как нечто очевидное, что является социально обусловленным результатом научения и передачи из поколения в поколения.
Изучая неевропейские культуры, антропологи часто сталкиваются с тем, что представители других культур легко совершают действия, которые европейцу кажутся трудно- или невыполнимыми. М. Мосс предлагал создать общее описание таких практик и проанализировать их значение в различных культурах. Метод исследования Мосса – движение от конкретного к абстрактному: сначала нужно дать «ясное и простое описание множества фактов», которые потом классифицируются и сопоставляются; лишь после этого можно формировать объяснительные концепции. Мосс начал с самых простых фактов, с которыми сталкивается каждый человек, – положения рук, походка, техники бега. Структура текста Мосса далека от принципов академической литературы, предполагающих чёткое изложение гипотезы, обоснования и вывода. Скорее происходит перечисление «первичных фактов», однако их последовательность такова, что они складываются в определённую концепцию.
Понятие «техника» обычно отсылает к использованию инструментов, но в случае «техник тела» инструментом оказывается прежде всего само тело (ср. с представлением Аристотеля о руке как «инструменте инструментов»), в то время как внешние инструменты оказываются продолжением тела, что можно сравнить с «органопроекцией» П. А. Флоренского («Органопроекция», 1919) или концепцией М. Маклюэна («Понимание медиа: внешние расширения человека», 1964).
Техники тела представляют собой «тотальный факт» – сцепление социального, психологического и физиологического. Так, имея дело с походкой, мы можем выделить физиологические моменты ходьбы, психологические процессы, происходящие в сознании индивида, а также её социальную обусловленность. Изучение этого пограничного явления требует координированных усилий антропологов, историков, физиологов, психофизиологов, медиков и представителей других дисциплин. Согласно Моссу, техники тела являются результатом деятельности коллективного практического разума, в котором индивидуально-психологические факты являются не причиной, а лишь передаточным механизмом между социальным и физиологическим. Случаи изобретения, т. е. осознанного создания подобных техник, крайне редки.
М. Мосс использовал множество данных, описывающих телесные практики в неевропейских и европейских культурах, а также активно обращался к собственному опыту. Мосс был офицером-фронтовиком и спортсменом (альпинистом, боксёром) и на личном опыте сталкивался с процессом усвоения различных телесных практик. Он анализировал, как его учили плавать брассом, глотать и выплёвывать воду и закрывать при нырянии глаза, то, какие ощущения он испытывал, когда ему приходилось совершать непривычное действие – например, сидеть на корточках. Научение техникам тела зачастую связано с жёсткими дисциплинарными методами и оценкой тех или иных действий как «неприличных», «невежливых» и т. д. Мосс привёл оскорбительные слова воспитателей, приучающих ребёнка к «правильной» технике, и сравнив это научение с дрессурой; более того, дрессировка детей исторически предшествует дрессировке животных.
Мосс выделил четыре подхода к классификациям техник тела: 1) разделение техник тела между полами (начиная со сжатия кулака или техники броска); 2) изменчивость техник в зависимости от возраста; 3) классификация техник тела по эффективности; 4) передача формы техник.
На примере техник, связанных с возрастом, Мосс продемонстрировал всё богатство различных практик: это техники родов и акушерства (роды стоя, на четвереньках, техники приёма плода, отбраковывание больных или близнецов); техники обхождения с младенцами (кормление, ношение, пеленание, использование колыбели, обучение ходьбе); техники подросткового периода (инициация, вовлечение подростков во взрослую жизнь); техники взрослого возраста (техники сна, отдыха, движения, ухода за телом, насыщения, воспроизводства, лечения).
Изучение техники тела может быть важным для решения практических задач, например при координации трудовой деятельности или военных действий, в которых участвуют представители разных культур. Многим телесным практикам приписывается магическая сила, однако же, совершая магический обряд в процессе охоты и концентрируясь на этом процессе, охотник увеличивает свою выносливость, что даёт ему возможность поймать трудноуловимого зверя вроде собаки динго или опоссума. Приобщение к религиозным мистическим состояниям, «коммуникация с Богом» происходит через особые техники, например через практики дыхания, специфические формы причинения боли, нанесения увечий.
Хотя работа М. Мосса во многом прорывная, проблема изучения техник тела обсуждалась ещё в древнегреческой философии. Сам социолог при описании техник использовал латинское слово habitus (так обычно в переводах передавалось греческое ἕξις), взятое из трудов Аристотеля и обозначающее навык, – то, что формируется через научение. Хотя Мосс интерпретировал концепцию Аристотеля как чисто психологическую и индивидуалистическую, на самом деле аристотелевская традиция также уделяла внимание телесным и коллективным практикам, тем самым предвосхищая концепцию французского социолога. Также Мосс обращался к анализу техники танца у Платона.
Работа Мосса способствовала двум парадигмальным сдвигам, которые произошли в 20 в. в антропологии и ряде других социально-гуманитарных дисциплин, а именно «телесному повороту» и «прагматическому повороту». Так, Мосс поставил ряд проблем, которые в современном мире стали ещё более значимыми, – в частности, каким образом на техники тела влияют новые медиа. Во времена Мосса кинематограф стал оказывать большое влияние на движения людей, например французские девушки подражали манере ходьбы голливудских звёзд.
К анализу телесных практик обратились многие исследователи 20 в. Влияние телесных практик на формирование классификаций совместно с Моссом изучал Э. Дюркгейм («Примитивные классификации», 1903). М. Гране исследовал роль техник дыхания в китайской культуре («Китайская цивилизация», 1929). Ученик Мосса А. Леруа-Гуран создал универсальную теорию технологий, описывающую взаимодействие техник тела, речи и внешних технологий («Человек и материя», 1943; «Среда и техники», 1945; «Жест и слово», 1964–1965). Историки школы «Анналов», фокусируясь на практиках «молчащего большинства», привели описание практик повседневной жизни. М. Элиаде анализировал телесные техники, которые шаманы используют для обретения состояния экстаза («Шаманизм. Архаические техники экстаза», 1951). Экстремальные телесные практики обсуждались и практиковались членами Коллежа социологии, в частности Р. Кайуа («Мимикрия и легендарная психастения», 1935). Н. Элиас показал, какое влияние оказывают на цивилизационный процесс практики этикета вроде использования вилки или носовых платков («О процессе цивилизации», 1969). Г. Гарфинкель использовал провокативные акции, разрушающие рутинные последовательности действий, с целью выявить механизмы телесных практик. П. Бурдье создал оригинальную концепцию габитуса и «практического смысла» («Практический смысл», 1980). Дж. Сёрл считал, что фоновые практики являются основанием для появления смысла в речи. М. Фуко занимался изучением дисциплинарных практик. Понимание человеческого тела как объекта научения различным техникам стимулирует осознание технических приспособлений как социальных акторов (Б. Латур). Практическое использование теории техник тела получило распространение в театральном искусстве (Е. Гротовский), особенно в хореографии, и в телесно ориентированной психотерапии (В. Райх).