Леруа-Гуран Андре
Леруа́-Гура́н Андре́, Андре Жорж Леандр Адольф Леруа-Гуран (André George Léandre Adolphe Leroi-Gourhan) (25.8.1911, Париж – 19.2.1986, там же), французский археолог и антрополог, академик Института Франции (1980). Изучал русский и китайский языки в Национальной школе восточных языков, учился в Школе Высших исследований, Коллеж де Франс и Сорбонне. Ученик М. Гране и М. Мосса. С 1934 г. работал в Музее человека. В 1937–1939 гг. собирал материалы по археологии Северной Пацифики в Японии. В 1940–1943 гг. в Национальном музее восточных искусств – Гиме, в 1944–1946 гг. хранитель луврской коллекции в замке Валансе. За участие в Движении Сопротивления произведён в командоры ордена Почётного легиона. В 1946 г. заместитель директора Музея человека, где создал центр этнологического образования. С 1956 г. профессор кафедры общей этнологии и доистории Сорбонны, с 1963 г. директор Института этнологии, в 1969–1982 гг. почётный профессор кафедры доистории Коллеж де Франс. Президент Французского доисторического общества (1952). Редактор журнала Gallia Préhistoire.
В 1945–1985 гг. изучал памятники палеолита Франции (Арси-сюр-Кюр, Пенсеван и др.), совершенствовал методику раскопок (комплексный подход к изучению памятника, полное стратиграфическое исследование с помощью шурфов и тщательная послойная расчистка слоёв, точная фото- и графическая фиксация раскопок, регистрация находок, создание муляжей). Исследования остатков жилищ Пенсевана считаются эталонными в археологии палеолита. Построил теорию «техноморфологии» и «технического детерминизма» – эволюции предметного и символического мира человека на основе развития технологий от первобытности до машинного периода. Технологию рассматривал как способ адаптации человека к среде. Биологическую эволюцию человека связывал с эволюцией техники и сознания. Решающим этапом эволюции считал развитие руки, с которым связывал появление речи («рука, освобождающая слово»). Симптомом возникновения языка считал появление орудий («и то и другое неразделимо в социальной структуре человечества»). Развитие и символической, и орудийной деятельности приводит к выделению человека из среды – отделению слова от объекта и орудия от руки. Вместо инстинктивной памяти животных возникает «социальная память» человека. Происходит «освобождение памяти»: только человек может «поместить свою память вне себя, в социальный организм». Параллельно словесному языку развивалась «графическая» передача мысли посредством «идеограмм». Этот «вербально-графический дуализм» исчезает с переходом к земледелию и возникновением «линейного графизма», подчиняющего зрительные символы звуковой речи и знаменующего «переход от мифологической мысли к рациональной мысли». Этим двум этапам развития мысли соответствуют два типа восприятия пространства – динамический и статический. В охотничьих обществах пространство воспринимается как динамическое, непрерывное, «путевое» (espace itinérant), в земледельческих – как «лучевое» (espace rayonnant), как центрированный в поселении космос; окончательное воплощение эта структура получила в городе. Наиболее известны работы А. Леруа-Гурана по искусству палеолита. Он решительно отказался от привлечения этнографических параллелей для толкования его семантики. Вместе с А. Ламен-Амперер (Эмперейр) развил структуралистский подход: вместо иллюстрации к магическим обрядам он видел в наскальной живописи палеолита символическое изображение мифологической картины мира, основанной на оппозиции мужского и женского: «половыми символами» он считал не только т. н. знаки, но и зооморфные изображения (лошадь – мужской символ, бизон – женский). В трактовке рисунков широко привлекал статистические подсчёты их взаимовстречаемости и расположения в пещере. Выделял 4 хронологических стиля палеолитической живописи, развивающиеся от «абстракции» к «реализму».