Свиблово
Сви́блово, усадебный комплекс в Москве. Расположен на северо-востоке города, в излучине реки Яуза, на её высоком левом берегу.
История усадьбы
Свиблово впервые упоминается в начале 15 в. в первой духовной грамоте (завещании) великого князя московского Василия I Дмитриевича (написана между сентябрём 1406 и июнем 1407) как село, завещанное его супруге – Софье Витовтовне. Судя по тексту («што есмъ оу Федора оу Свибла отоималъ»), село конфисковано наряду с прочими вотчинами у опального боярина Фёдора Андреевича Свибла, являвшегося соратником отца Василия I – великого князя владимирского Дмитрия Ивановича Донского (Духовные и договорные грамоты. 1950. № 20. С. 57). Прозвище «Свибл» происходит от прилагательных «свиблой», «швиблый» (шепелявый, косноязычный). Во второй (около июля 1417) и третьей (март 1423) духовных грамотах великого князя Василия I Дмитриевича значится как сельцо Фёдоровское Свиблово на Яузе с мельницей (Духовные и договорные грамоты. 1950. № 21, 22. С. 58, 60).
В 1-й половине 16 в. великий князь московский Василий III Иванович пожаловал Свиблово итальянскому зодчему Петроку Малому (Петру Ганнибалу), но после его бегства из Русского государства в 1539 г. село возвращено в казну (Акты исторические ... Т. 1. Санкт-Петербург, 1841. С. 202–204; Кивимяэ. 1997. С. 236).
Около 1620 г. село перешло из дворцовых земель в подмосковную вотчину комнатного стольника (1618) и кравчего (1615–1625) Л. А. Плещеева (из рода Плещеевых) в награду за московское осадное сидение 1618 г. Не позднее начала 1620-х гг. Плещеев передал вотчину одному из сыновей – стольнику (с 1620) А. Л. Плещееву (ум. 1655), который выстроил здесь деревянную церковь во имя Живоначальной Троицы. Судя по писцовой книге 1622/1623–1623/1624 гг., церковь, существовавшая в селе ранее, была, по-видимому, разрушена в Смутное время. После смерти А. Л. Плещеева вотчиной владел его брат – боярин (с 1682) М. Л. Плещеев (ум. 1683). В 1677 г. М. Л. Плещеев реконструировал деревянную церковь Живоначальной Троицы клетского типа: пристроен придел Святого митрополита Алексия. В начале 1677 г. церковь обложена данью, о чём в 1677 г. сделана запись в приходной окладной книге Патриаршего казённого приказа (Исторические материалы ... 1885. С. 70). После кончины М. Л. Плещеева Свиблово унаследовал его племянник С. Ф. Плещеев. В этот период, в конце 17 в., Свиблово представляло собой типичную вотчинную усадьбу: храм с двумя колоколами на колокольне; боярские деревянные хоромы, крытые тёсом, с шестью горницами, под которыми шли подклети, а наверху чердаки с сенями и чуланами; комплекс хозяйственных построек; примыкающий к барскому двору фруктовый сад с ягодником.
В 1692 г. Свиблово перешло к малолетней дочери С. Ф. Плещеева – Марии Семёновне, рано оставшейся сиротой и жившей в доме своего дяди по матери и опекуна – кравчего (с 1690) К. А. Нарышкина (из рода Нарышкиных). В 1704 г. К. А. Нарышкин после преждевременной смерти М. С. Плещеевой, ссылаясь только на устное завещание покойной, также устно подтверждённое её духовником, в обход других родственников Плещеевых присвоил Свиблово: «Отказано кравчему Кириллу Алексеевичу Нарышкину племянницы ево девицы Марьи Семеновой дочери Плещеевой вотчина, что ему кравчему Кириллу Алексеевичу в нынешнем в 1704 г., по имянному великаго государя указу и по изустному ее девицы Марьину завещанию и по допросу отца ее духовного Благовещенского собору, что в Верху на Сенях ключаря Ивана Афанасьева, дана в Московском уезде, в Манатьине и Быкове и Коровине стану, село Свиблово, на реке на Яузе, а в нем церковь во имя Живоначальныя Троицы, да придел во имя Алексея митрополита древяна клетцки, да в том же селе Свиблове дв. вотчинников, со всяким дворовым и хоромным строением и с садом и со всяким заводом…» (Исторические материалы ... 1885. С. 71).
В 1708 г. Нарышкин возвёл в усадьбе на месте прежней деревянной каменную Троицкую церковь с приделом Святого великомученика Георгия [освящена 24 декабря 1708 (4 января 1709)]. В 1709 г. рядом с церковью возведена колокольня. Также выстроены каменный господский дом, «людские покои», поварня, каменный солодовенный завод (размещался слева от дороги, ведущей в усадьбу, недалеко от парадного въезда). Для строительства на землях Свиблова заведено собственное кирпичное производство. В 1709 г., вероятно, после Полтавской битвы 1709 г., Нарышкин вывез из Свиблова в другие вотчины всех дворовых людей, поселив вместо них пленных шведов – «всяких мастеровых людей» (Исторические материалы ... 1885. С. 71). В начале 20 в. на заброшенном свибловском кладбище сохранялись остатки их надгробных памятников. Современники Нарышкина отмечали, что дом обставляли вещами, вывезенными из Дерпта (ныне Тарту, Эстония). Так, на раскрашенных оконных рамах сохранялись имена и гербы их прежних владельцев. По-видимому, с этим периодом связано встречающееся в литературе предание о шведском трофейном колоколе на церковной колокольне.
В 1721 г. по решению Юстиц-коллегии (согласно другим сведениям, по решению Сената в 1719) Свиблово возвращено в род Плещеевых. В отказной книге сделана запись: «отказано стольнику Ивану Дмитриеву сыну Плещееву (умер в 1721; Плещеев И. Д. // Боярские списки XVIII века) ближней ево родственницы девки Марьи Семеновой дочери Плещеева в Московском уезде село Свиблово, а в том селе Божия церковь во имя св. Троицы, да придел великомученика Георгия каменная и колокольня каменная ж с колоколами, полаты, и погребы, и поварня, и людские покои, и солодовенной завод каменной же, светлицы и конюшенной двор и людские покои и хлебные амбары деревянные…» (Исторические материалы ... 1885. С. 71–72).
К. А. Нарышкин, покидая усадьбу, вывез всю обстановку и предметы декора, а у И. Д. Плещеева не было средств, чтобы обзавестись новыми. С 29 июня (10 июля) по 1(12) сентября 1722 г. в усадьбе Свиблово, как на даче, жил герцог Карл Фридрих Гольштейн-Готторпский, приехавший в Россию в качестве жениха дочери Петра I цесаревны Анны Петровны. Камер-юнкер герцога Ф. В. фон Берхгольц в своём дневнике отмечал, что Свиблово (его он именовал Свирлово: такое название усадьбы встречается в конце 18 – начале 19 вв.) было «в большом запущении», и что «его высочество должен был употребить довольно значительную сумму на меблировку… дома, который нашел совершенно пустым, без столов и стульев» (Дневник камер-юнкера Ф. В. Берхгольца ... 1860. С. 222, 244).
В 1745 г. Свиблово стало приданым внучки И. Д. Плещеева Марии Семёновны (1729–1790), вышедшей замуж за князя П. Я. Голицына (1719–1767). Облик усадьбы начала 1770-х гг. можно представить благодаря материалам Генерального межевания дач Московского уезда Московской губернии [Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 1354. Оп. 256. Д. С-37; Ф. 1355. Оп. 1. Д. 775. Л. 53об.]. Господский дом – палаты, построенные при К. А. Нарышкине, располагался к юго-западу от церкви Живоначальной Троицы; за домом – людской флигель. К востоку от церкви размещался регулярный парк с двумя взаимно перпендикулярными диагональными аллеями. К западу от жилой части усадьбы, у берега реки, оставался нарышкинский солодовенный завод. На другой стороне Яузы располагались крестьянские дворы и церковные земли. Отмечалось, что в этот период господский дом уже был ветхим.
В 1782 г. княгиня М. С. Голицына продала Свиблово М. И. Высоцкой (1765–1820), которая в 1806 г. оформила дарственную на своего супруга – генерал-майора Н. П. Высоцкого. При Высоцких севернее нарышкинских палат сформирован новый ансамбль парадного двора, включавший недавно построенный главный дом с фланкирующими его флигелями, старый людской флигель и церковь Живоначальной Троицы. В регулярном парке появились новые аллеи с круглой площадкой в месте их пересечения. К юго-западу от парка размещалась оранжерея с купольным павильоном-полуротондой. Летом дом с флигелями сдавался «в дачу». Н. М. Карамзин писал в «Записке о московских достопамятностях» (1817): «Свирлово (в семи верстах от Москвы) Н. П. Высоцкого приятно разнообразием своих прогулок. С некоторого времени живут там многие из дворян и богатых купцов в наемных сельских домиках» (Карамзин Н. М. Мнение русского гражданина : избранная публицистика. Москва, 2018. С. 200). Сам Карамзин впервые приехал в Свиблово в апреле 1801 г., после свадьбы с Е. И. Протасовой. Здесь родилась его первая дочь и вскоре скончалась супруга. В письме брату от 19(31) августа 1802 г. Карамзин сообщал: «До сего времени живу ещё в той деревне, где закрылись глаза ея…» (Забелин. 1873. С. 211). В другом письме, от 6(18) июня 1803 г. с пометой «Свиблово», он писал, что «нанимает прекрасный сельский домик и в прекрасных местах близ Москвы» (Забелин. 1873. С. 212). Атмосферу Свиблова 1-й четверти 19 в. описал поэт А. Ф. Раевский: «Прелестное Свирлово, обитель вкуса и сельских радостей!» (Раевский. 1822. С. 105).
В 1821 г. московский купец 1-й гильдии И. П. Кожевников вместе с компаньонами приобрёл 450 десятин (свыше 490 га) земли в свибловском имении за 240 тыс. руб. В 1823 г. он стал единоличным владельцем, выкупив доли компаньонов по 85 тыс. руб. каждую. В августе 1821 г. Кожевников начал в Свиблове строительство суконной фабрики, которую запустили в январе 1822 г. Общие расходы на строительство и оснащение фабрики лучшим оборудованием из Великобритании составили 3 млн руб. Автор проекта фабрики – Т. Г. Простаков (1748–1853), крепостной архитектор И. Н. Римского-Корсакова (из рода Корсаковых) (Костарев С. И. Тимофей Григорьевич Простаков, самоучка-архитектор из крепостных // Русская старина. 1873. Т. 7, кн. 4. С. 580–581; Слюнькова. 2018. С. 39). Сохранился альбом акварельных чертежей «Описание, фасады и планы Свибловской суконной фабрики Московского уезда, принадлежащей московскому купцу И. П. Кожевникову», который Простаков выполнил в духе архитектурного пейзажа (РГАДА. Ф. 192. Оп. 1. Московская губерния. Д. 239). Это единственное изображение имения Свиблово 1820-х гг.
Кожевников начал преобразования и в усадьбе. Скорее всего, именно в это время снесли дом-палаты К. А. Нарышкина. Главный дом надстроили мезонином и соединили переходами с фланкирующими его двухэтажными флигелями; людской флигель сооружён заново. Фундаменты у дома и флигелей были каменными, надстройки – деревянными. Двухэтажный бревенчатый флигель на кирпичном основании оштукатурили и выкрасили в жёлтый цвет. По периметру двора шла кирпичная ограда со столбами, завершённая вазонами (возможно, она была возведена в конце 18 в.). Парадные ворота располагались по оси дома с южной стороны, другие ворота вели в парк. В центре парадного двора размещалась куртина с солнечными часами. От главного дома к деревянному мостику через Яузу спускались две дощатые лестницы. Вдоль дома по берегу шла дорожка, подводившая с одной стороны к купальне, с другой – к круглой площадке с павильоном. Регулярный парк преобразован в пейзажный (английский) с еловой аллеей и цветниками; в нём выстроили деревянные театр и беседку, окружённую галереей. Южнее парка, на месте старинного ягодника, обустроили фруктовый сад с оранжереями и парниками, который орошался из специально выкопанного прямоугольного пруда. От парадного двора усадьбы к суконной фабрике вела широкая аллея. Фабричная зона, сформированная вдоль берега Яузы, представляла собой 14 отдельно стоящих кирпичных корпусов в стиле ампир.
Таким образом, в Свиблове создан уникальный ансамбль, объединивший старинную дворянскую усадьбу и весьма крупный для своего времени производственный комплекс. За образцовое устройство фабрики и содействие в развитии государственной промышленности И. П. Кожевников получил орден Святой Анны 3-й степени и звание мануфактур-советника. Фабрику удостаивали визитами императорские особы. Флигель-адъютант К. К. Мердер (1787–1834), сопровождавший во время поездки в Свиблово 29 июля (10 августа) 1826 г. великого князя Александра Николаевича (будущего императора Александра II) отметил в своём дневнике, что «фабрика и дом хозяина построены на живописном месте; Яуза обвивается вокруг зданий» (Мердер. 1885. С. 347). Непосредственно усадьба прославилась в тот период роскошными праздниками, гуляньями, пирами, которые устраивал Кожевников. По его приглашению в Свиблове выступали многие знаменитые отечественные и иностранные артисты: П. С. Мочалов, цыганская певица Стеша (Степанида Сидоровна Солдатова) и др. Кожевников вскоре разорился. В архивных источниках свибловская суконная фабрика как действующая в последний раз упомянута в 1839 г.
В 1867 г. по решению комитета конкурсного управления по делам И. П. Кожевникова усадьба Свиблово вместе с территорией фабрики за 42,5 тыс. руб. продана купцу 2-й гильдии, потомственному почётному гражданину Б. К. Халатову (1814–1896). Он, его сыновья и внуки владели Свибловом до 1917 г. Халатовы сдавали фабричные постройки в долгосрочную аренду; в усадьбе разобрали переходы между главным домом и флигелями, а сами здания использовали как дачи. Писатель-москвовед С. М. Любецкий в путеводителе «Московские окрестности…» описал Свиблово в 1877 г.: «Свиблово стоит на высоком месте, на самом берегу Яузы, воздух там чистый, здоровый; сад в нем незатейлив и запущен, но длинная и широкая липовая аллея представляет приятное место для гулянья (в ней бывают балы); за ней начинаются леса, влево – к Медведкову, а вправо – к Леонову. Церковь там безмолвствует: редко-редко оглашает она окрестность колокольным звоном. Вид из большого дома чрез Яузу на Медведково хорош… Фабрики в Свиблове унылы и безмолвны, дачников там немного; что было – и что стало!» (Любецкий. 1877. С. 80). По сведениям краеведа В. А. Капустина, в 1905 г. церковь «художественно отделана» на средства дачницы А. Л. Кузьминой (Капустин. 1908. Стб. 70).
В 1918 г. в главном доме разместился сельский революционный комитет (Паламарчук. 1995. С. 20), затем семейное общежитие личного состава войск железнодорожной охраны (квартиры в главном доме просуществовали до 1980-х гг.). До 1929 г. Свиблово располагалось в границах Московского уезда Московской губернии, после создания Московской области оно вошло в состав её Мытищинского района. В августе 1960 г. село включено в черту Москвы.
В 1922 г. из церкви Живоначальной Троицы изъяли ценности. В 1938 г. её закрыли и до конца 1980-х гг. использовали как хозяйственное помещение: здесь размещался спецучасток механизации СМУ-42 треста «Центросантехмонтаж» и другие организации. В результате утрачены главы с крестами, кровельное покрытие, часть архитектурного декора, внутреннее убранство, полуразрушены апсида и барабаны, над трапезной сделана надстройка. Вдоль подъездной аллеи местные жители разбили огороды. В послевоенное время вблизи усадьбы и на месте вырубаемого пейзажного парка началось строительство жилых зданий. Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. церковь Живоначальной Троицы (ошибочно названа «церковь Успения в усадьбе Свиблово, 1708 г.») внесена в «Список исторических памятников, подлежащих охране как памятники государственного значения». С 1972 г. в окрестностях усадьбы началось массовое жилищное строительство.
В 1983 г. в усадьбу вместе с парковой зоной с прудами (9 га) передали во временное пользование Союзу композиторов СССР, который планировал разместить здесь Дом творчества композиторов. К этому времени территория усадьбы была сильно захламлена строительным мусором. Начались ремонтно-реставрационные работы в главном доме и флигелях, однако в 1994 г. пожар уничтожил деревянные стены и мезонин главного дома.
Церковь Живоначальной Троицы в 1994 г. передана Русской Православной Церкви и получила статус Патриаршего подворья. Постановлением правительства Москвы от 11 апреля 1995 г. все строения усадьбы Свиблово переданы в безвозмездное бессрочное пользование Патриаршему подворью. После нескольких этапов ремонтно-реставрационных работ, закончившихся в начале 2000-х гг., восстановлен исторический облик церкви, главного дома с флигелями, людского флигеля. В настоящий момент действующая церковь имеет охранный статус объекта культурного наследия федерального значения, остальные здания комплекса – регионального. В усадьбе размещаются негосударственное образовательное частное учреждение «Православная школа имени преподобного Сергия Радонежского в усадьбе Свиблово», а также воскресная школа. Среди постоянных музейных экспозиций в усадьбе открыт Музей колоколов. В конце 2020 г. Департамент культурного наследия Москвы согласовал проект новой реставрации церкви Живоначальной Троицы. Обсуждается возможность восстановления старинной оранжереи и реставрации главного дома и людского флигеля.
Архитектурный комплекс
Высотная доминанта парадного двора усадьбы – церковь Живоначальной Троицы. Её возводили в два этапа: собственно сооружение в 1708 г. объёма храма с северным приделом Святого великомученика Георгия, а в 1709 г. – отдельно стоящей колокольни; и замена в конце 18 в. колокольни на ныне существующую, примыкающую к западному фасаду храма. Имена строителей и мастеров обоих этапов неизвестны.
В архитектуре церкви гармонично объединены два стиля: московское барокко конца 17 в. и петровское барокко 1-й четверти 18 в. По своему типу храм относится к центрическим ярусным постройкам конца 17 в. типа «восьмерик на четверике». Над крещатым в плане основанием возвышается четверик, несущий восьмерик, увенчанный в свою очередь глухим восьмигранным барабаном. Архитектура нижнего яруса объёма храма и придела выдержаны в духе московского барокко с типичным для него преобладанием белокаменных деталей, а четверик относится уже к петровскому барокко. Здесь вместо сложнофигурных гребней использованы широкие многообломные карнизы и белокаменные балюстрады. Верхний ярус «примиряет» два стиля. В композиции и оформлении свибловской церкви можно проследить мотивы собора Богоявленского монастыря в Китай-городе и церкви Архангела Гавриила на Чистых прудах (Меншиковой башни) в Москве. В интерьере сохранилась белокаменная внутристенная лестница 1708 г., ведущая на верхний уровень четверика, где находились хоры – традиционный элемент церквей московского барокко.
Колокольня выдержана в стиле зрелого классицизма. Оформленный колоннадой тосканского ордера нижний ярус-четверик несёт ротонду с арочными проёмами звона, простенки которых отделаны сдвоенными ионическими колоннами.
Главный дом, скорее всего, сооружён в 1780-е гг., в период кардинальной реконструкции при Высоцких. Стиль этой постройки характерен для московских домов-дворцов конца 18 в. В 1820-х гг. у здания появился 2-й деревянный этаж, рубленый в обло и обшитый тёсом, и деревянный же мезонин. Балкон со стороны парадного двора, опиравшийся на белокаменные консоли, заменён дощатым крыльцом с четырьмя оштукатуренными колоннами. Все исторические деревянные конструкции погибли в пожаре 1994 г. После реконструкции фасады 1-го этажа оформлены в духе раннего классицизма с барочными реминисценциями, а фасад 2-го этажа обработан в духе позднего классицизма. Центр планировки 1-го этажа – одностолпная сводчатая палата. Пространство боковых компартиментов некогда строилось на трёхчастной композиции с поперечными сенями-коридорами в центре. На 2-м этаже, где были парадные и жилые помещения, сочетались принципы анфиладной и коридорной планировок. В ходе реставрационных работ 1980-х – 1990-х гг. в отвалах вокруг главного дома найдено много фрагментов печных изразцов, самые ранние из которых могут быть отнесены к продукции московской фабрики Афанасия Кирилловича Гребенщикова, открытой в 1724 г.
Конструктивные связи между главным домом и фланкирующими его восточным и западным флигелями нарушены после 1867 г. В 1980-х гг. отдельно стоящие деревянные флигели воссозданы из кирпича и оштукатурены. Их фасады оформлены балконами на четырёх тосканских колоннах и завершены треугольными фронтонами с полукруглыми термальными окнами.
Каменные людские покои, выстроенные в усадьбе не позднее начала 18 в., не сохранились. Людской флигель 1820-х гг., предположительно, построен на их месте. Кирпичное одноэтажное, с равными крыльями здание имеет Г-образный план. В середине 19 в. к восточному крыльцу пристроили квадратный в плане объём; деревянный мезонин заменили деревянным же 2-м этажом. Сейчас открытый некогда сруб обшит тёсом.
От обширной территории усадьбы Свиблово сохранились элементы ландшафта – два соединённых протокой копаных пруда на низменной прибрежной полосе и ансамбль парадного двора, возвышающийся на площадке берегового мыса. В 1980-х гг. при натурных исследованиях, проводившихся, чтобы восстановить утраченную планировку усадьбы, обнаружен цоколь оранжереи 1820-х гг.: эта находка помогла при соотнесении исторического плана усадьбы с её современной геоподосновой.