Парамиты
Парами́ты (санскр. पारमिता, пали pa̅ramī – совершенствo), в буддизме высшие достижения адепта, приводящие его к просветлению (бодхи).
Все основные религии Индии различали ступени совершенства, однако только в буддизме эти ступени получили чёткую терминологизацию. Во введении к палийскому собранию джатак сообщается о брахмане Сумедхе (будущий Будда), который практиковал 10 добродетелей, ведущих к состоянию будды: щедрость, нравственное поведение в целом, мироотвержение, мудрость, усердие, воздержанность, правдивость, решительность, сорадование, равнодушие. Эта схема практикуется в тхераваде.
Наиболее востребованными парамиты стали в махаяне; начиная по крайней мере с таких текстов, как «Дашабхумика-сутра» (3 в.) и далее в «Бодхисаттва-бхуми» (4 в.), «Махапраджняпарамита-шастре» (5 в.), «Бодхичарья-аватаре» Шантидэвы (7 в.) и других, установилась схема парамит, маркирующая продвижение адепта на «пути бодхисаттвы»: щедрость (дана), нравственное поведение в целом (шила), терпение (кшанти), усердие-стойкость (вирья), медитация (дхьяна), мудрость (праджня), искусность в средствах обращения живых существ (упая каушалья), верность обету (пранидхана), могущество (бала), истинное знание (джняна). Вероятно, начальная махаянская схема парамит была шестеричной, и лишь позднее были добавлены парамиты, следующие за праджней. В махаянской схеме (по сравнению с парамитами в тхераваде) большее внимание уделено внеэтическим добродетелям, связанным с успехом в медитации и достижением сверхспособностей, что объясняется установкой в махаяне на ускоренный метод достижения освобождения на «пути бодхисаттвы».