Дознаватель в Российской Федерации
Дознава́тель в Росси́йской Федера́ции, должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также наделённое иными полномочиями, предусмотренными уголовно-процессуальным законодательством [п. 7 ст. 5 Уголовно-процессуального кодекса РФ (УПК РФ)].
Дознание проводится по преступлениям небольшой и средней тяжести (преступления, максимальный срок лишения свободы за совершение которых не превышает 5 лет) в течение 30 суток. При необходимости этот срок может быть продлён прокурором на 30 суток. В исключительных случаях, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством, срок дознания может быть продлён до 12 месяцев.
Лицо наделяется процессуальным статусом дознавателя двумя способами: назначением на должность дознавателя специализированного подразделения дознания в органах внутренних дел после подписания начальником органов внутренних дел приказа о назначении его на должность; уполномочиванием начальником органа дознания сотрудника органа дознания, не являющегося дознавателем по должности, осуществлять предварительное расследование или иные полномочия, которыми наделён дознаватель.
Таким образом, полномочиями дознавателя может быть наделён как сотрудник, назначенный на должность дознавателя, так и иной сотрудник органа дознания.
В соответствии со ст. 40 УПК РФ к органам дознания относятся:
органы внутренних дел, а также другие органы исполнительной власти, наделённые полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности (органы Федеральной службы безопасности, органы государственной охраны, таможенные органы РФ, органы внешней разведки, органы Федеральной службы исполнения наказания);
начальники органов военной полиции Вооружённых сил РФ, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;
органы государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы.
Уголовно-процессуальным законодательством РФ определено два основных направления процессуальной работы органов дознания:
производство дознания по уголовному делу, по которому предварительное следствие необязательно в порядке, установленном главами 32 и 32.1 УПК РФ. Гл. 32 УПК РФ посвящена такой форме предварительного расследования, как дознание, в которой определены порядок и сроки дознания, процедура уведомления лица о подозрении в совершении преступления, особенности избрания в качестве меры пресечения заключения под стражу при производстве дознания, порядок производства дознания группой дознавателей, содержание обвинительного акта. Гл. 32.1 УПК РФ посвящена особенностям проведения дознания в сокращённой форме, представляющей собой предварительное расследование, производство по которому необязательно в случае, если причастность лица к совершению преступления очевидна;
осуществление неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым предварительное следствие является обязательным (ст. 157 УПК РФ).
Под неотложными следственными действиями понимаются действия, которые в обязательном порядке должны быть проведены органом дознания сразу же после возбуждения уголовного дела в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования.
Согласно ст. 41 УПК РФ, дознаватель уполномочен:
самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ на это требуются согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и/или судебное решение;
давать органу дознания в случаях и порядке, установленных УПК РФ, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу и производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;
обжаловать с согласия начальника органа дознания решения прокурора о возвращении уголовного дела дознавателю для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта или обвинительного постановления, о направлении уголовного дела дознавателю для производства дознания в общем порядке;
осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.
Помимо УПК РФ существуют иные законы, регламентирующие деятельность дознавателя. К ним относятся:
федеральные законы (например, Федеральный закон от 15 июля 1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»; Федеральный закон от 31 мая 2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»; Федеральный закон от 20 августа 2004 № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» и др.);
ведомственные нормативные правовые акты [например, приказ МВД России от 15 июня 2020 № 430 «Вопросы организации деятельности подразделений организации дознания (подразделений дознания) территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации»; приказ МВД России от 17 января 2006 № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений»; приказ Генеральной прокуратуры России № 721, МВД России № 699, МЧС России № 586, Минюста России № 233, ФСБ России № 509, Минэкономразвития России № 658 от 15 октября 2019 «О внесении изменения в пункт 2.13 Положения о едином порядке регистрации уголовных дел и учёта преступлений, утверждённого приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России от 29.12.2005 "О едином учёте преступлений"»].
Органы принудительного исполнения РФ, а именно Федеральная служба судебных приставов (ФССП РФ), при производстве дознания руководствуются приказом ФССП РФ от 29 мая 2020 г. № 426 «Об утверждении Положения об Управлении по организации дознания».
К основным полномочиям дознавателей Управления по организации дознания ФССП РФ, помимо перечисленных в ст. 41 УПК РФ, относятся:
осуществление процессуального контроля за рассмотрением сообщений о преступлениях и производством дознания по уголовным делам, а также за работой по предупреждению преступлений в территориальных органах принудительного исполнения;
организация работы и осуществление контроля за производством по делам об административных правонарушениях в территориальных органах принудительного исполнения;
проверка сообщений о преступлениях;
осуществление производства по делам об административных правонарушениях, подведомственных органам принудительного исполнения РФ.
Деятельность начальников органов военной полиции Вооружённых сил РФ, командиров воинских частей, соединений, начальников военных учреждений и гарнизонов в области осуществления функций дознания регламентируется приказом Министра обороны РФ от 31 января 2015 г. № 50 «Об организации процессуальной деятельности органов дознания в Вооруженных Силах Российской Федерации».
Органы государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы при проведении дознания руководствуются приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15 декабря 2002 г. № 587 «О мероприятиях по организации и осуществлению дознания по делам о пожарах» и обязаны следовать положениям уголовно-процессуального законодательства в рассматриваемой сфере; осуществлять приём и регистрацию сообщений о преступлениях, а также обобщать и анализировать статистические формы отчётности о применении уголовного и административного законодательства в области пожарной безопасности, заниматься планированием и осуществлением мер, направленных на совершенствование указанного вида деятельности.
В случае если собранные по делу доказательства свидетельствуют о совершении расследуемого преступления конкретным лицом, то по результатам такого расследования дознаватель выносит обвинительное постановление.