Судебно-психологическая экспертиза индивидуально-психологических особенностей обвиняемого
Суде́бно-психологи́ческая эксперти́за индивидуа́льно-психологи́ческих осо́бенностей обвиня́емого, предметный вид судебно-психологической экспертизы, направленный на диагностику индивидуально-психологических особенностей обвиняемого и их влияния на криминальные действия. Экспертный вывод о том, что индивидуально-психологические особенности обвиняемого оказали существенное влияние на криминальное поведение и ограничили его способность к смысловой оценке и волевому контролю своих противоправных поступков, может быть использован судом для индивидуализации уголовной ответственности.
История судебно-психологической экспертизы индивидуально-психологических особенностей обвиняемого
М. М. Коченов (1980) выделил диагностику индивидуально-психологических особенностей, способных существенно влиять на поведение человека, как отдельный предметный вид судебно-психологической экспертизы. И. А. Кудрявцев (1988) под существенным влиянием личностных особенностей понимал проявление ведущих особенностей личности, которые закономерно устойчиво проявляют себя в сходных ситуациях и не имеют контрастных характерологических особенностей и психологических защит в криминальных действиях (Кудрявцев. 1998. С. 130). Ф. С. Сафуановым (1998) на основе анализа сложившейся экспертной практики было сформулировано положение о том, что индивидуально-психологические особенности обвиняемого оказывают существенное влияние на его поведение в том случае, когда они ограничивают его способность в полной мере осознавать значение своих действий или осуществлять их произвольную регуляцию и контроль в момент совершения инкриминируемых ему деяний. При проведении комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы такие экспертные оценки позволяли индивидуализировать наказание лиц с психическими расстройствами, не исключающими вменяемости (до введения ст. 22 УК РФ).
Юридическое значение судебно-психологической экспертизы индивидуально-психологических особенностей обвиняемого
Юридической основой данного вида экспертизы является п. 3 ч. 1 ст. 73 УПК РФ, в котором среди обстоятельств, подлежащих доказыванию, указываются «обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого». Использование психологических знаний при установлении обстоятельств, характеризующих личность обвиняемого, является значимым для решения вопросов об индивидуализации уголовной ответственности и наказания. Для судебно-следственных органов научно обоснованная оценка личности обвиняемого выступает, во-первых, в качестве предпосылок установления обстоятельств, влияющих на степень и характер ответственности, т. е. смягчающих обстоятельств. Не все обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности, относятся к личностным характеристикам, но следует иметь в виду, что в соответствии с ч. 2 ст. 61 УК РФ судом при назначении наказания могут учитываться в качестве смягчающих и обстоятельства, не предусмотренные ч. 1 ст. 61 УК РФ, а как показывает многолетняя практика судопроизводства – в качестве таких часто выступают обстоятельства, характеризующие личность виновного. Во-вторых, судебно-психологическая оценка личности обвиняемого помогает суду более полно раскрыть обстоятельства, способствовавшие совершению преступления (ч. 2 ст. 73 УПК РФ). В-третьих, полное исследование личности виновного способствует правильному решению вопроса о назначении вида наказания (ч. 3 ст. 60 УК РФ). Законодателем указывается, что при назначении осуждённым вида наказания надлежит проявлять индивидуальный подход с учётом в числе прочих обстоятельств и личности виновного. Основные вопросы, решаемые этим видом экспертизы: «Каковы индивидуально-психологические особенности обвиняемого?»; «Могли ли индивидуально-психологические особенности обвиняемого оказать существенное влияние на его поведение во время совершения инкриминируемого ему деяния?».
Современные представления о существенном влиянии индивидуально-психологических особенностей обвиняемого на криминальное поведение
Простое отражение в поведении человека его индивидуальных особенностей (например, у обвиняемого диагностируется жестокость как черта личности, как привычный способ реагирования, и он совершил убийство с особой жестокостью; или обвиняемый с высокой степенью агрессивности, при сохранности структур самосознания и регуляции деятельности, совершает агрессивный деликт и т. п.) нельзя смешивать с существенным их влиянием, т. к. они не нарушают нормальный ход деятельности, целевую структуру поведения, а только оформляют действие, определяют способ достижения цели. Следует учитывать разницу между социально извращённым, но подчиняющимся психологическим закономерностям поведением, и поведением, протекающим с нарушениями полного осознания и контроля. В первом случае в экспертном заключении устанавливается, что выявленные у обвиняемого индивидуально-психологические особенности нашли отражение в его поведении. Подобный ответ не приводит к сколько-нибудь значимым правовым последствиям. Во втором же случае в заключении формулируется экспертный вывод о том, что выявленные у обвиняемого индивидуально-психологические особенности (указываются какие) в период совершения инкриминируемых ему действий оказали существенное влияние на его поведение. При этом эксперт обязан раскрыть психологический механизм существенного влияния, показать, какие звенья осознания и мотивации поведения оказались нарушенными, основываясь на анализе взаимодействия личности и конкретной ситуации, в которой совершалось преступление.
При этом, устанавливая снижение способности субъекта в полной мере осознавать и контролировать свои действия, эксперт-психолог отталкивается не столько от психодиагностики личности обвиняемого, сколько от анализа взаимодействия личностных структур с ситуационными переменными. Во-первых, необходимо выявить субъективную значимость ситуации, степень её новизны для подэкспертного, определить силу её психотравмирующего воздействия, особенности переработки её информационных характеристик, возможности соотнесения требований ситуации с самооценкой человека, т. е. индивидуальные особенности смыслового восприятия ситуации, понимания содержащихся в ней связей и отношений. Во-вторых, нужно оценить способность человека к адекватному целеполаганию, выбору возможных вариантов действий, прогнозу их возможных последствий, степень опосредованности поступков, компенсаторные возможности, способность к коррекции и контролю на каждом этапе генеза поведения в анализируемой ситуации, т. е. особенности регуляции поведения во время совершения преступления. Как правило, ограничение способности обвиняемых к осознанию своих действий и их полноценной регуляции в основном затрагивает такие важные звенья мотивации поведения, как формирование актуальных ситуативных мотивов и процесс принятия решения. В психотравмирующих ситуациях существенное влияние личностных особенностей обвиняемого на его криминальное поведение выражается в ограничении возможности полноценного и адекватного отражения ситуации и осознания значения своих действий, вследствие чего нарушается произвольная и осознанная регуляция своих поступков. В психологическом механизме существенного влияния индивидуально-психологических особенностей на поведение при совершении инкриминируемых обвиняемому деяний могут играть роль и социально-психологические особенности взаимодействия при групповых преступлениях.