Стратегия национальной обороны США
Страте́гия национа́льной оборо́ны США (National Defense Strategy of The United States of America), базовый документ стратегического планирования, определяющий направления деятельности министерства обороны по поддержке приоритетов национальной безопасности США. Имеет открытую и секретную части, включает в себя Обзор ядерной политики (законодательно санкционированный обзор, который описывает ядерную стратегию, политику, позицию и ядерные силы США) и Обзор противоракетной обороны (анализ, проводимый в соответствии с указаниями президента и министра обороны, учитывающий законодательное требование об оценке политики и стратегии противоракетной обороны США).
Первая Стратегия национальной обороны США была утверждена в марте 2005 г. министром обороны Д. Рамсфелдом в период президентства Дж. Буша-младшего. В ней основной задачей являлось сдерживание возможной агрессии против Америки и союзных ей стран, а в случае необходимости – нанесение поражения врагу на поле боя, что позволяло США обосновать любую причину применения военной силы в любом регионе мира. Большое внимание обращено на подготовку к новым вызовам, связанным, в частности, с противодействием исламскому экстремизму, необходимостью разгрома террористических сетей, противодействием распространению оружия массового поражения, а также отражением возможных угроз со стороны любой набирающей мощь державы (Стратегии национальной обороны США. 2018).
Вторая Стратегия национальной обороны США принята в июне 2008 г. министром обороны США Р. Гейтсом также во время президентства Дж. Буша-младшего и направлена на решение задач в текущих конфликтах, сбалансированность военно-экономических и военно-технических возможностей государства для обеспечения вооружённых сил вооружением и военной техникой для действий как в крупномасштабных войнах, так и в конфликтах низкой интенсивности. К источникам возможной опасности в будущем отнесены Китай и Россия. При этом отмечено, что Китай потенциально способен соперничать с США и в обозримом будущем продолжит развивать обычные вооружённые силы, усиливая их ударный потенциал (Стратегии национальной обороны США. 2018).
Третья Стратегия национальной обороны США принята в начале января 2012 г. во время президентства Б. Абамы. Документ назывался «Обеспечивая глобальное лидерство США: приоритеты обороны XXI века»; он внёс заметные изменения в военную доктрину США. Были сокращены расходы на содержание вооружённых сил и ведение боевых действий за рубежом, конкретизированы стратегические интересы США с учётом завершения широкомасштабных военных действий в Ираке и Афганистане, событий в Северной Африке и на Ближнем Востоке. Основными пунктами документа стали отказ от концепции одновременного участия в двух вооружённых конфликтах и переориентация внимания на Азиатско-Тихоокеанский регион и Ближний Восток. Главным стратегическим партнёром США объявлена Индия (Стратегии национальной обороны США. 2018; Конышев. 2012).
Четвёртая Стратегия национальной обороны США принята в январе 2018 г. во время президентства Д. Трампа. Стратегия в качестве главной проблемы национальной безопасности США обозначила стратегическую конкуренцию между государствами (а не терроризм), а главными стратегическими соперниками Соединённых Штатов названы Россия и Китай. Сосредоточение армии США должно происходить в трёх регионах: Индо-Тихоокеанском (это несколько шире, чем названый в Стратегии-2012 Азиатско-Тихоокеанский регион), европейском и ближневосточном (Ryan. 2018). В каждом регионе ставилась задача сдерживать основных противников (благодаря ощутимому военному присутствию), бороться с террористическими организациями, а также с агрессией, не достигающей уровня вооружённого конфликта (кибератаки, диверсии и т. д.). Подчёркнута необходимость модернизации ракетно-ядерных сил, средств противоракетной обороны, беспилотных аппаратов, а также усовершенствование всего комплекса командно-управленческих, разведывательных, информационных и иных систем в военной сфере. Особый акцент сделан на последующем развитии стратегической ядерной триады и повышении эффективности всей системы управления национальными ядерными силами. Описана Глобальная оперативная модель (Global Operating Model) развёртывания и применения Объединённых вооружённых сил США, которые должны быть способны вести боевые действия с использованием всех имеющихся средств вооружённой борьбы: обычных и ракетно-ядерных, космических и кибернетических (Козин. 2018).
В очередной Стратегии национальной обороны США, принятой в октябре 2022 г., центральным элементом является курс на комплексное сдерживание двух ядерных государств – России и Китая. При этом Россия названа «острой, прямой, реальной угрозой», а Китай – «наиболее значимый стратегический соперник». Особо подчёркнут тезис об изменении масштабов угроз США: «КНР и Россия в настоящее время создают более опасные вызовы для внутренней безопасности, даже несмотря на то, что террористические угрозы сохраняются. Оба государства уже используют некинетические средства против нашей оборонно-промышленной базы и мобилизационных систем, а также развёртывают противокосмические средства, которые могут быть нацелены на нашу глобальную систему позиционирования и другие космические средства, которые поддерживают военную мощь и повседневную гражданскую жизнь» (2022 National Defense Strategy of the United States of America). К другим постоянным источникам угроз отнесены КНДР, Иран и террористические организации.
Главными целями определены удержание мирового лидерства и достижение победы в глобальном соперничестве 21 в. Региональные приоритеты расставлены в следующем порядке (2022 National Defense Strategy of the United States of America; Маяков. 2023. С. 12–13):
Индо-Тихоокеанский регион – соперничество с КНР, построение собственной архитектуры безопасности, включающей модернизацию союза с Японией, углубление альянса с Австралией, сотрудничество в области передовых технологий с AUKUS (Австралия, Великобритания, США), QUAD (Австралия, Индия, США, Япония) и разведсообществом «Пять глаз» (Австралия, Великобритания, Канада, Новая Зеландия, США);
Европа – сдерживание Российской Федерации; сотрудничество и увеличение потенциала и боеготовности НАТО, в том числе путём улучшения позиции США в Европе и расширенных обязательств по ядерному сдерживанию;
Ближний Восток – противодействие Ирану (сохранение способности лишить Иран ядерного оружия), обеспечение передового военного присутствия США после завершения миссии в Афганистане;
Африка – выстраивание «партнёрства XXI века», сотрудничество в области безопасности, усиление координации с союзниками, многосторонними организациями и региональными органами, которые разделяют цели США, пресечение угроз экстремистских организаций против США;
Латинская Америка – поддержка «демократических процессов» (Венесуэла, Никарагуа, Куба);
постсоветское пространство – евроинтеграция Украины, Грузии, Молдавии, продвижение американских интересов в Центральной Азии и Закавказье;
Арктика – защита интересов США в условиях активной региональной деятельности Российской Федерации с использованием трёх взаимосвязанных подходов: сдерживания, проведения кампаний и создания преимущества.
В качестве основных путей достижения указанных целей рассматриваются (Маяков. 2023. С. 12–13):
создание сильных военно-политических и экономических коалиций (используется термин «стратегия действий на 360°);
наращивание возможностей вооружённых сил США как «основного гаранта обеспечения американского превосходства»;
инвестирование в основные национальные источники мощи и влияния США.
Осуществлению этих целей должны способствовать использование преимуществ США в различных сферах противоборства на всех возможных театрах военных действий, развитие сил общего назначения и сил ядерного сдерживания, реформирование вооружённых сил посредством внедрения инновационных технологий, в том числе на основе искусственного интеллекта.
Стратегия национальной обороны США отражает курс на конфронтацию с Россией и Китаем, укрепление подконтрольных США альянсов и коалиций, развитие стратегического наступательного потенциала, наращивание военных группировок в Европе и Индо-Тихоокеанском регионе.